(1826-1829)
По примеру предшествовавших кругосветных плаваний, в 1826
г. было решено послать из Кронштадта для охраны промыслов в Русской Америке
и для доставки грузов в петропавловский порт два военных корабля. Но так
как в 1824 г. между Россией и Великобританией, а в 1825 г. между Россией
и Соединенными Штатами Америки было заключено соглашение о свободной торговле
и промыслах английских и американских купцов в районе Русской Америки,
надобность в крейсерстве военных кораблей отпадала. Поэтому решено было
время, предназначавшееся для крейсерства, использовать для описи северо-восточных
берегов Азии и северо-западных берегов Северной Америки, а также на исследование
района Тихого океана между этими берегами.
Для выполнения этой задачи в Петербурге были построены
два одинаковых шлюпа “Моллер” и “Сенявин” длиной 90 футов и шириной 29
футов каждый. Командование первыми и одновременно начальство над обоими
судами было поручено капитан-лейтенанту Михаилу Николаевичу Станюковичу,
командование вторым - капитан-лейтенанту Ф. П. Литке.
Шлюпы были снабжены запасами на три года. Сверх полного
состава команды на обоих шлюпах было по 15 человек, посылаемых для службы
в охотский и петропавловский порты.
Оба командира шлюпов получили тщательно разработанные
инструкции. Станюковичу поручалась опись Алеутских островов и полуострова
Аляска. Зимние месяцы он должен был посвятить обследованию Тихого океана
на восток и запад от Гавайских островов и особенно в направлении гряды
этих островов. Кроме того, Станюковичу поручалось обследовать острова Маршалловы
и Гилберта и на обратном пути осмотреть острова Бонин, в то время не описанные.
20 августа 1826 г. шлюпы “Моллер” и “Сенявин” вышли из
Кронштадта. В этом году в окрестностях Петербурга полыхали пожары, вызванные
засухой. Над Финским заливом держался “дымный” туман, и суда вынуждены
были, по выражению Литке, “итти ощупью”. На другой день в густой мгле шлюпы
потеряли друг друга. 30 августа “Моллер” подошел к Рижскому заливу и, простояв
с 1 по 4 сентября в Аренсбурге, 10 сентября бросил якорь в Копенгагене,
где уже стоял “Сенявин”.
Закупив в Копенгагене ром и теплую одежду, шлюпы 15 сентября
вышли в море. “Моллер” пришел в Портсмут 24 сентября, несколько раньше
более тихоходного “Сенявина”.
В Портсмуте закупка книг, карт и т. п. задержала шлюпы
почти на месяц. 22 октября Станюкович вышел в море и продержался в канале
почти. сутки, тщетно поджидая Литке, который должен был следовать за ним
через несколько часов.
Не дождавшись “Сенявина”, Станюкович прошел прямо к острову
Тенерифе, но у него не останавливался, так как в это время дул попутный
ветер, который Станюкович хотел использовать.
16 декабря “Моллер” был в Рио-де-Жанейро, куда “Сенявин”,
заходивший на два дня на остров Тенерифе, пришел только 28 декабря.
12 января 1827 г. оба шлюпа вышли в море к мысу Горн.
4 февраля во время шторма и пасмурной погоды шлюпы разлучились. 2 марта
Станюкович пришел в Вальпараисо - следующее условное место встречи с Литке.
Здесь “Моллер” в ожидании “Сенявина” простоял до 14 марта и увидел его
только при выходе в море. Предоставив Литке действовать в дальнейшем по
полученной им инструкции, Станюкович направился к островам Туамо-ту. В
пути он определил географические координаты острова Лито и 29 апреля стал
на якорь в бухте Матаваи острова Таити.
Покинув Таити 15 мая, шлюп “Моллер” направился к островам
Лазарева, открытым в 1820 г. Беллинсгаузеном и Лазаревым, и определил их
долготу. Пройдя между Гавайскими островами, он 18 июля 1827 г. пришел в
Петропавловск. Летнее время 1827 и 1828 гг. Станюкович использовал для
гидрографических работ в районе Русской Америки. Зиму 1827/28 г. он посвятил
исследованию района к востоку и северо-западу от Гавайских островов. Выйдя
из Ново-Архангельска 21 октября 1827 г., Станюкович. обследовал район к
востоку от Гавайских островов с целью отыскания островов, якобы открытых
испанцами и все еще значившихся на картах.
С 6 декабря по 9 февраля 1828 г. Станюкович простоял в
Гонолулу и затем пошел на северо-запад вдоль Гавайской гряды, попутно определяя
широты и долготы увиденных островов и рифов (всего девять астрономических
пунктов).
В дальнейшем оба шлюпа, соединившись в Петропавловске,
30 октября 1828 г. вышли из этого порта в обратный путь, но уже 6 ноября
во время шторма снова разлучились.
Станюкович, проходя 23 ноября мимо островов Бонин, определил
их положение и 11 декабря бросил якорь в Маниле, куда 1 января 1829 г.
пришел и Литке.
18 января оба шлюпа опять были в море. В Зондском проливе
“Моллер” сел на непоказанную на карте мель, но снялся с нее, не получив
повреждений.
Подойдя к мысу Доброй Надежды, “Моллер” зашел в Столовую
бухту, а “Сенявин” проследовал к острову Св. Елены, где 24 апреля шлюпы
снова встретились.
28 апреля оба шлюпа, покинув остров Св. Елены, зашли на
остров Файал и в Гавр.
Выйдя из Гавра, Станюкович направился прямо в Копенгаген,
а Литке в Англию для поверки своих научных приборов. Простояв в Копенгагене
с 28 июля по 14 августа и не дождавшись “Сенявина”, Станюкович вышел в
Кронштадт, куда и прибыл 23 августа 1829 года. Литке пришел в Кронштадт
двумя днями позднее - 25 августа.
Самый длительный переход “Моллера” под парусами (от Манилы
до мыса Доброй Надежды) продолжался 74 дня.
Станюкович и Литке не последовали доброму примеру Беллинсгаузена
и Лазарева, Васильева и Шишмарева. Слишком уж часто они разлучались, несмотря
на то что их корабли были однотипными. Не чувствовалось спайки между этими
кораблями. В этом отношении плавание Станюковича и Литке напоминало плавание
Крузенштерна и Лисянского.
Плавание Станюковича нельзя назвать блестящим в отношении
географических открытий. Он искал острова в северной части Тихого океана,
т. е. там, где фактически, кроме Гавайской гряды, островов нет. Все же
ему удалось сделать опись северного берега полуострова Аляски и некоторые
другие гидрографические работы. Станюкович не составил описания своего
плавания, и оно осталось мало известным.
|