Корабль Российско-американской компании “Елена” под командой
лейтенанта Василия Степановича Хромченко, вышел из Кронштадта 4 августа
1828 г. с грузами для Ново-Архангельска. Зайдя на пути в Копенгаген, Портсмут
и Рио-де-Жанейро, Хромченко 31 января 1829 г. обогнул мыс Доброй Надежды.
На пути к Австралии на 43° ю. ш. и 49°39' в. д. 8 февраля увидели на юге
8 айсбергов, их высота доходила по глазомерному определению до 200 футов.
Простояв в Сиднее с 17 марта по 20 апреля, Хромченко вышел
на север. 11 мая на 7°13' ю. ш. и 177°30' в. д. был усмотрен обитаемый
лесистый островок. На дальнейшем пути штурманом “Елены” Александром Кошеваровым
были определены широты и долготы банки Гран-Кокал и среди Маршалловых
островов: Мили, Маджуро, Эрикуп и Ликиеп.
4 июля “Елена” прибыла в Ново-Архангельск, а 15 октября
направилась в Кронштадт вокруг мыса Горн. Зайдя по пути в Сан-Франциско,
Рио-де-Жанейро, Хельсингёр и Копенгаген, “Елена” 10 июля 1830 г., через
год и одиннадцать месяцев, вернулась в Кронштадт.
Самый длительный переход под парусами, из Сан-Франциско
в Рио-де-Жанейро, продолжался 90 дней.
Как отмечает Ивашинцев, “это было одно из самых счастливых
плаваний: не только что из команды не потеряно ни одного человека, .но
даже не было никаких повреждений в корпусе корабля и вооружении”.
26 августа 1831 г. Хромченко уже в чине капитан-лейтенанта,
командуя военным транспортом “Америка”, опять вышел из Кронштадта с грузами
для Петропавловска и Ново-Архангельска. Зайдя по пути в Копенгаген, в Портсмут,
в Рио-де-Жанейро и обогнув мыс Доброй Надежды и Тасманию, Хромченко 9 мая
стал на якорь в Сиднее. Почти месяц прошел за исправлением повреждений,
нанесенных в пути штормами. Только 10 июня транспорт вышел из Сиднея. 28
июня Хромченко определил широту и долготу островов Пейстер. В дальнейшем
были определены координаты острова Гендервиль, некоторых островов группы
Гилберта и некоторых из Маршалловых островов.
14 августа 1832 г. “Америка” подошла к Авачинской губе.
У мыса Сигнального она села на мель. Через три дня, выгрузив часть грузов
на присланный из Петропавловска бриг, “Америка” благополучно снялась с
мели и, простояв в Петропавловске до 13 сентября, направилась в Ново-Архангельск.
В Ново-Архангельске транспорт, сдавая и принимая грузы,
простоял с 8 октября по 20 ноября.
Обратный путь Хромченко, так же как и на “Елене”, совершил
вокруг мыса Горн.
По пути он заходил в Сан-Франциско, на остров Питкерн,
в Рио-де-Жанейро, порт Дил и Копенгаген. 13 сентября 1833 г. “Америка”
вернулась в Кронштадт.
Всего под парусами она находилась 455 дней. Самый длительный переход (от Рио-де-Жанейро до Сиднея) продолжался
87 дней. Хромченко совершил под парусами три кругосветных плавания:
в первый раз штурманским учеником на “Рюрике”, затем командиром на “Елене”
и “Америке”.
|