Военно-морской флот России

Кругосветное плавание Юнкера на транспорте "Або"

(1840-1842)

Военный транспорт “Або” (длиной 128 футов, водоизмещением 800 т) под командой капитан-лейтенанта Андрея Лсггиновича Юнкера вышел из Кронштадта 5 сентября 1840 года. Зайдя в Копенгаген, Хельсингёр, Портсмут, на остров Тенерифе, “Або” стал на якорь в Столовой бухте (мыс Доброй Надежды). Здесь транспорт простоял с 24 января по 18 февраля 1841 г., исправляя повреждения в такелаже.

От мыса Доброй Надежды транспорт направился к Зондскому проливу. 31 марта, находясь на 13° ю. ш. и 92 1/2 в. д., он перенес жесточайший ураган, нанесший судну сильные повреждения. Были изорваны многие паруса, упали все стеньги, сломало утлегарь и боканцы, на которых висели гребные суда. “Во время самого урагана был сильный, почти параллельный дождь, с беспрестанною грозою; но ударов грома, от жестокого шума и свиста, слышно не было”

 Кое-как исправив нанесенные штормом повреждения, транспорт 26 апреля стал на якорь на рейде острова Нанкаури, одного из Никобарских островов. Здесь в девственном лесу срубили деревья для замены сломанных частей рангоута.

10 мая транспорт вышел в море, зашел в Джорджтаун (остров Пенанг) и 2 июня пришел в Сингапур.

Пребывание в знойном и влажном климате Никобарских островов. и плавание по Малаккскому проливу вызвали среди команды “Або” заболевания тропической малярией. До Сингапура умерло 5 человек, а всего больных было более 20 человек. По приходе в Сингапур больные были перевезены на берег, но после месяца стоянки поправилась только половина.

Выйдя из Сингапура 6 июля, “Або” зашел в Манилу и 20 сентября пришел в Петропавловск. На последнем переходе умерло еще 13 человек.

Выгрузка задержала “Або” до 24 ноября и при выходе из Петропавловска транспорту пришлось прорубаться сквозь лед.

Двадцатидневный переход от Петропавловска до северного тропика был совершен при исключительно штормовой погоде. Старший лейтенант транспорта Алексей Иванович Бутаков, впоследствии известный исследователь Аральского моря, описывает это плавание так:

“Редко удавалось нести два марселя в три рифа, а в два рифа могли их держать только два раза, да и то не долее нескольких часов... Иногда по ночам штормы сопровождались пургами (метелью); огромные хлопья мокрого снега крутились в воздухе, приставали к рангоуту и снастям, а потом глыбами падали вниз на палубу... 11 декабря, рано утром, вкатился к нам с кормы огромный вал. Сперва он ударил снизу в висевшую за кормой четырехвесельную гичку и переломил ее пополам об гик; кормовая половина повисла на талях, а носовая, вместе с переломанною правою шлюпбалкою, обошла спереди бизань-мачты и очутилась на левой стороне шканец. В то же время вал ударил в висевшие на боковых боканцах два 10-весельные катера;

один разломало так, что его уже нельзя было починить, а другой мы после кое-как исправили, т. е. наполовину выстроили вновь. Вахтенного лейтенанта, кондуктора и рулевых валом покрыло с ног до головы и смыло к грот-мачте. Сходный люк был накрыт чехлом: масса воды ударила в него, выворотила стойки медных поручней из карлинцев, переломила дуги и влилась вниз. Удар в дверь капитанского буфета был так силен, что дверь слетела с петлей и проломилась во внутрь, хотя она и отворялась внаружу. Круглый люк капитанской каюты, накрытый чехлом, продавило; в какт-компанейском люке разбило стекла, и внизу сделалось настоящее наводнение, тогда же силою воды приподняло одну каронаду со станком, и под задние его колеса подбросило бухту грот-марса-браса...”

Такая погода продолжалась приблизительно до 20 декабря. Транспорт пропитался сыростью. Цынга появилась уже 20 февраля 1842 г., когда транспорт находился еще на 35° ю. ш.

“Або” пытался подойти к острову Питкерн, но неблагоприятные переменные ветры не позволяли этого сделать. Решено было обогнуть мыс Горн. Между тем число больных цынгой увеличилось и доходило до 30 человек, что составляло больше половины всего личного состава. На переходе от мыса Горн до Рио-де-Жанейро умёрло чётыре человека, пятый умер в Рио-де-Жанейро. Простояв в Рио-де-Жанейро с 10 апреля по 26 июня, “Або” вышел в Россию. По пути он заходил в Портсмут и Копенгаген. 13 октября вернулся в Кронштадт.

За время плавания умерло 19матросов. Только во время кругосветного плавания “Бородино” (1819-1821 гг.) количество смертей было больше.

Всего под парусами транспорт провел 471 день. Самый длительный переход под парусами" (из Петропавловска в Рио-де-Жанейро) продолжался

138 дней. Следует вспомнить, что Лазарев также за 138 дней сделал переход от Рио-де-Жанейро до Сиднея, а переход Лисянского от Кантона до Портсмута продолжался 142 дня, но у Лазарева и Лисянского были исправные корабли и не было больных.