(1848 - 1849)
Капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской, один из
лучших и образованнейших морских офицеров, которого, казалось, ожидала
блестящая карьера на Балтийском море, испросил себе скромное назначение
командира военного транспорта “Байкал”, направляемого с грузами из Кронштадта
в Петропавловск. Такое желание Невельского объяснялось тем, что он с юных
лет заинтересовался вопросами о том, судоходно ли устье Амура и является
ли Сахалин островом или полуостровом. Невельской решил воспользоваться
плаванием на “Байкале", - чтобы эти вопросы разрешить. Однако кредиты на
плавание “Байкала'” были отпущены только на один год. Невельской рассчитывал,
что если он совершит плавание от Кронштадта до Петропавловска в возможно
более короткий срок, то у него все же останется время для соответствующих
изысканий
Благодаря исключительной энергии Невельского и его ближайшего
помощника лейтенанта Петра Васильевича Козакевича “Байкал”, заложенный
только в январе 1848 г., был закончен постройкой на несколько месяцев раньше
срока. 20 июля он уже пришел в Кронштадт из Гельсингфорса (ныне Хельсинки),
где строился, и начал принимать грузы.
“Байкал” был двухмачтовым барком, грузоподъемностью 250
т и длиной 94 фута. Всего на “Байкале” вышел в плавание 51 человек, из
них 14 мастеровых для петропавловского порта.
21 августа 1848 г. “Байкал” покинул Кронштадт, 22-24 августа
из-за свежего противного ветра простоял на якоре у восточного берега острова
Сескара и, зайдя по пути в Копенгаген, 16 сентября стал на якорь в Портсмуте.
Здесь Невельской задержался на две недели. Необходимо было проверить хронометры,
закупить провизию и теплую одежду для команды.
Из Портсмута “Байкал” вышел 30 сентября и 15 ноября был
в Рио-де-Жанейро. Приготовив корабль к трудному переходу вокруг мыса Горн,
Невельской 1 декабря вышел из Рио-де-Жанейро, обогнул мыс Горн и, зайдя
на пути в Вальпараисо и Гонолулу, уже 12 мая стал на якорь в Петропавловске,
совершив переход от Кронштадта за 8 месяцев 23 дня. За это время он простоял
на якоре всего 33 дня. Самый длительный переход под парусами (от Рио-де-Жанейро
до Вальпараисо) продолжался 62 дня. На “Байкале” не было ни одного больного.
Все грузы оказались в прекрасном состоянии.
Невельской справедливо гордился такими “морскими” достижениями
и привел в своей книге любопытное сравнение:
“Предшественники мои, отправлявшиеся из Кронштадта с той
же целью (отвезти груз), с которою был послан и транспорт “Байкал”, совершали
плавание из Кронштадта в Петропавловск: а) транспорт “Америка” в 600 т,
имевший более 10 узлов хода, пришел в Петропавловск через 10 месяцев 25
дней (капитан Шанц); б) транспорт “Або”, такой же вместимости и скорости
хода, в 12 месяцев 15 дней (капитан Юнкер) и в) транспорт “Иртыш” в 450
т совершил плавание из Кронштадта до Петропавловска в 14 месяцев (капитан
Вонлярлярский). По приходе в Камчатку состояло больных:
на транспорте “Америка” из 53 человек - 10 человек
на транспорте “Або” из 73 человек - 22 человека
на транспорте “Иртыш” из 50 человек - 8 человек
Из всех военных судов, отправлявшихся из Кронштадта в
Петропавловск, всех скорее совершил это плавание шлюп “Камчатка” (капитан
В. М. Головнин), именно в 8 месяцев 8 дней-15 днями скорее “Байкала”, но
шлюп этот в 900 т имел ход более 11 узлов, а “Байкал” не ходил более 8,5
и был всего в 250 т”
|