(1852-1853)
Фрегат “Паллада” под командой капитан-лейтенанта Ивана
Семеновича Унковского вышел из Кронштадта в Тихий океан 7 октября 1852
года. 12 октября при входе в Зунд без лоцмана фрегат слегка коснулся мели,
но вскоре с нее снялся. Датский пароход прибуксировал “Палладу” в Копенгаген,
где она простояла до 17 октября. 30 октября фрегат стал на якорь
в Портсмуте. Па следующий день на “Палладу” прибыл вице-адмирал
Ефим Васильевич Путятин, отправлявшийся на Дальний Восток с дипломатическим
поручением. Еще в 1822-1825 гг., будучи мичманом, Путятин совершил кругосветное
плавание на фрегате “Крейсер”. В 1833 г. он, по поручению адмирала М. П.
Лазарева, производил опись Дарданелл. На “Палладе” в качестве секретаря
Путятина находился выдающийся русский писатель Иван Александрович Гончаров.
В Портсмуте фрегат был поставлен в док и капитально отремонтирован.
В Англии Путятин купил железную винтовую шхуну “Восток”
(мощность машины 40 л. с., водоизмещение 210 т). Командиром “Востока” был
назначен капитан-лейтенант Воин Андреевич Римский-Корсаков.
Предполагая пройти на Дальний Восток вокруг мыса Доброй
Надежды и воспользоваться в Индийском океане юго-западным муссоном, Путятин
послал бывшему в это время на Дальнем Востоке корвету “Оливуца” и судну
Российско-американской компании “Князь Меншиков” приказание идти для встречи
с ним к островам Бонин.
6 января 1853 г. “Паллада” и “Восток” вышли из Портсмута,
но уже в первую ночь разлучились. Соединились они в Ла-Манше только 11
января. К вечеру море стихло, и фрегат взял шхуну на буксир. “При тихом
ветре фрегат, буксируя шхуну, шел от 4 1/2 до 6 узлов, а на другой день...
фрегат, лежа в бейдевинд на левый галс, имел ходу от 6 1/2 до 8 узлов”. Однако
к вечеру волнение усилилось и пришлось отдать буксиры. Скорость фрегата
увеличилась до 11 узлов, и шхуна отстала. Местом встречи был назначен остров
Мадейра.
18 января “Паллада”, не становясь на якорь, запаслась
у острова Мадейры свежей провизией и, оставив “Востоку” предписание идти
к мысу Доброй Надежды, сама пошла в порт Прайа (острова Зеленого Мыса).
Здесь она задержалась всего на несколько часов для обтяжки стоячего такелажа
и пополнения запаса провизии.
С 24 марта по 12 апреля “Паллада” простояла в Саймонс-бее
(мыс Доброй Надежды). Спустя неделю сюда пришла шхуна “Восток”.
11 апреля “Восток” отправился прямо в Гонконг, а “Паллада”,
зайдя по пути в порт Аньер-Кидул и в Сингапур, 13 июля пришла в Гонконг.
Здесь в это время уже стояла шхуна “Восток”.
На переходе от Гонконга до островов Бонин “Паллада” испытала
сильнейший шторм, во время которого получила некоторые повреждения.
В порту Ллойд (острова Бонин) Путятин застал корвет “Оливуца”,
судно Российско-американской компании “Князь Меншиков” и шхуну “Восток”.
Во время стоянки у этих островов Путятин на корвете “Оливуца” описал третью
группу островов Бонин (невидимому острова Хахадзима), во-первых, потому,
что эти острова не были еще описаны, а во-вторых, потому, что Путятин хотел
дать возможность молодым офицерам поупражняться в производстве морской
описи.
4 августа вся эскадра вышла в Нагасаки. Любопытно, что
и на этом переходе чисто парусный фрегат “Паллада” почти все время вел
на буксире парусно-паровую шхуну “Восток”. 10 августа все четыре судна
пришли в Нагасаки, и Путятин начал переговоры с японским правительством.
Во время переговоров 14 августа 1853 г. скончался сёгун - “светский
император” (фактический правитель) Японии. Переговоры замедлились, и потому
11 ноября вся эскадра направилась в Шанхай, чтобы пополнить запасы провизии.
На этом переходе были обнаружены три надводных камня высотой от 40 до 60
футов (32°14'39" с. ш. и 128°08'21" в. д.), не означенные на картах. Все
суда стали на якорь у островов Садл, а Путятин на “Востоке” прошел в Шанхай,
где шхуна стала в док для очистки подводной части корпуса.
22 декабря эскадра вернулась в Нагасаки, и дипломатические
переговоры возобновились.
24 января 1854 г. отряд Путятина вышел из Нагасаки в Манилу,
куда прибыл 16 февраля. 23 февраля пришла в Манилу и шхуна “Восток”, задержавшаяся
у островов Бородино для их описи. 27 февраля весь отряд отправился в Татарский
пролив.
Транспорт “Князь Меншиков” был послан в Шанхай за почтой,
с тем чтобы затем присоединиться к отряду у острова Гамильтон (вблизи Корейского
полуострова). Шхуна “Восток” была послана к островам Рюкю для сбора сведений
о действиях в Японии американского отряда судов под начальством командора
Перри, а корвет “Оливуцу” Путятин направил прямо в Татарский пролив и потом
на Камчатку.
Соединившись у острова Гамильтон, “Паллада”, “Князь Меншиков”
и “Восток” в третий раз вернулись в Нагасаки и здесь простояли с 8 по 14
апреля. Шхуне “Восток” было поручено осмотреть острова Гото, а затем итти
в Шанхай, чтобы узнать там новости из Европы, положение в которой в то
время становилось напряженным.
На переходе в Татарский пролив офицерами “Паллады” была
произведена опись почти всего западного берега Японского моря от юго-восточной
оконечности Кореи до пограничной реки Тумынь-Ула и дальше к северу по берегу
материка, приблизительно от 35° до 42°3' с. ш. При этом были описаны: открытая
фрегатом бухта Посьет (названная так в честь старшего офицера “Паллады”
капитан-лейтенанта Константина Николаевича Посьета), острова Римского-Корсакова
в заливе Петра Великого (названные так в честь командира шхуны “Восток”)
и залив Ольги.
17 мая при входе в Татарский пролив встретили возвращающуюся
из Шанхая шхуну “Восток”. Римский-Корсаков привез известие, что Франция
объявила России войну, и приказ всем русским судам соединиться в заливе
Де-Кастри.
22 мая “Паллада” пришла в Императорскую (ныне Советскую)
гавань, где застала “Князя Меншикова”; корвет “Оливуца” уже ушел на Камчатку.
Специальная комиссия, осмотревшая “Палладу”, нашла, что
она требует капитального ремонта.
Адмирал Путятин пересел на присланный из Кронштадта фрегат
“Диана”, а “Палладу” решено было перевести на зимовку в реку Амур, что,
однако, из-за мелководья не удалось. “Паллада” была оставлена в Императорской
гавани с одним офицером и несколькими матросами.
Контр-адмирал Завойко, опасаясь, что “Паллада” может быть
захвачена англо-французской эскадрой, весной 1856 г. послал на собаках
мичмана Разградского с приказанием затопить фрегат и вывести из Императорской
гавани офицера и матросов, что и было исполнено.
Участник плавания на “Палладе” И. А. Гончаров оставил
нам прекрасное свое произведение “Фрегат “Паллада”, обессмертившее имя
этого корабля.
|