(1853 - 1854)
Фрегат “Аврора” (длина 159 футов, водоизмещение 1 974
т) под командой капитан-лейтенанта Ивана Николаевича Изыльметьева, назначенный
для крейсерства в Охотском море, вышел из Кронштадта 21 августа 1853 года
27 августа, проходя мимо шведского местечка Треллеборг,
фрегат коснулся мели, но уже 29 августа был снят двумя шведскими военными
пароходами и 30 августа стал на якорь в Копенгагене; 3 сентября “Аврора”
перешла в Хельсингёр, а 4 сентября была выведена датским буксирным пароходом
в море вместе с корветом “Наварин”.
“Наварин” под командой капитан-лейтенанта Истомина также
направлялся в Охотское море, но после штормов в Северном море оказался
непригодным к дальнейшему плаванию и был продан в Голландии.
В ночь на 15 сентября в Северном море фрегат испытал жесточайший
шторм, во время которого поломало 10-весельные катера и фрегату были нанесены
серьезные повреждения, вынудившие его зайти в норвежский порт Кристиансанд.
С 3 октября по 25 ноября фрегат исправлял повреждения
в Портсмуте.
Зайдя в Рио-де-Жанейро, фрегат затем обогнул мыс Горн
и 3 апреля прибыл в Кальяо. Здесь в это время стояли английские и французские
фрегаты под флагами контр-адмиралов Прайса и де Пуанта.
Так как в это время уже ожидалась война России с Англией
и Францией, английский адмирал предложил французскому не выпускать “Авроры”
С рейда, но де Пуант на это не согласился.
14 апреля “Аврора” вышла из Кальяо и 19 июня была в Петропавловске.
Последний переход был очень тяжелым. Как только “Аврора” вышла из тропиков,
она попала в полосу жестоких ветров с непрерывными шквалами и фрегат часто
черпал бортами. Начались заболевания цынгой, нередко со смертельным исходом.
Заболел и сам Изыльметьев и 12 июля сдал командование фрегатом старшему
офицеру капитан-лейтенанту Михаилу Петровичу Тиролю.
18 августа фрегат собирался выйти из Петропавловска по
назначению, однако в этот день к Петропавловску подошла англо-французская
эскадра в составе трех больших и одного малого фрегатов, брига и большого
парохода. Эскадра начала блокаду Петропавловска. 20 и 24 августа она дважды
безуспешно пыталась высадить десант и захватить Петропавловск.
При нападении был убит английский адмирал Прайс. 27 августа
англо-французская эскадра ушла.
Во время отражения атак “Аврора” получила некоторые повреждения.
5 апреля 1855 г. “Аврора” вместе с корветом “Оливуца”,
транспортами “Двина” и “Байкал” и ботом “№ I” вышла из Петропавловска в
устье Амура.
К 5 мая все суда этого отряда собрались в заливе Де-Кастри.
8 мая, после того как туман рассеялся, увидели три английских
судна, идущих к заливу. Корвет “Оливуца” был обстрелян. С 19 по 24 мая
все суда подошли к мысу Лазарева, на котором была установлена батарея.
22 июня эта батарея была снята, и все суда направились в Амур. Здесь фрегат
оставался до конца войны. После заключения мира он вернулся в Балтийское
море.
Переход из Кронштадта в Петропавловск “Аврора” совершила
за 198 дней плавания под парусами. Самый длительный переход, из Кальяо
в Петропавловск, был совершен в рекордно быстрый по тем временам срок - за
66 дней.
Во время плавания на “Авроре” было много заболеваний.
Первые признаки цынги появились еще в Рио-де-Жанейро, у мыса Горн появилась
дизентерия. В Кальяо большую часть больных свезли на берег и все же на
переходе из Кальяо в Петропавловск умерло 13 человек. По приходе в Петропавловск
с фрегата было свезено в госпиталь 196 человек, из них 19 человек умерло.
Специальное обследование показало, что “гигиенические
условия, как оказалось, были на фрегате соблюдены вполне”.
Во всех других отношениях фрегат “Аврора” был одним из
образцовых судов. С. О. Макаров о метеорологических наблюдениях, веденных
на “Авроре”, писал:
“Я позволю себе привести один главнейший пример-это фрегат
“Аврора”, под командою Изыльметьева. Метеорологический журнал этого фрегата
веден был с замечательной подробностью. От самого Кронштадта и до Петропавловска
наблюдения метеорологические производились ежечасно, журнал столь же добросовестно
велся и далее - в Петропавловске, и это не помешало экипажу фрегата “Аврора”
проявить замечательное самоотвержение и мужество при обороне этого порта.
В метеорологическом журнале этого фрегата за 1854 г. по этому случаю есть
замечательно красноречивая запись, что с 20 августа по 1 сентября (ст.
ст.) метеорологических наблюдений не производили по случаю военных действий.
Но как только военные действия окончились, на фрегате вновь принялись за
свои правдивые метеорологические записи”. |