Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая
новую эпоху в истории нашей страны и всего человечества, открыла и новый
период в освоении отечественных морей и в использовании их природных богатств.
Наибольшую роль в этом деле играла и играет сама организация
Советского государства, требующая во всех своих мероприятиях четкого, всестороннего
и до конца продуманного планового начала, проводимого на базе современных
научных достижений, на базе самой современной техники.
Первая мировая война, гражданская война и интервенция
иностранных держав оставили молодой Советской республике почти разрушенные
промышленность и транспорт, особенно морской. Из многих портов, временно
захваченных интервентами и белогвардейцами, было выведено из строя ценное
оборудование и уведено много морских и портовых судов. Особенно в этом
отношении пострадали Архангельск и Мурманск. За время мировой войны Россия
приобрела и построила за границей несколько ледоколов, ледокольных судов
и портовых буксиров ледокольного типа. Большинство этих судов было уведено
за границу.
Однако по мере того, как на побережьях наших морей твердо
устанавливалась советская власть, на них возрождалась жизнь, возрождалась
по-новому, на новых основаниях.
Восстановление морского хозяйства на Балтийском море и
на наших южных морях было, конечно, делом трудным, но вскоре и здесь были
достигнуты большие успехи. Иначе обстояло дело на наших северных и дальневосточных
морях. Здесь в сущности настоящего морского хозяйства до советской власти
и не было.
На древнем Русском море, называемом ныне Баренцевым, исключительно
богатом промыслами рыбы и морского зверя, долго хозяйничали иностранцы.
Десятки и сотни иностранных судов ловили тралами треску, пикшу, морского
окуня, сетями - сельдь у самых мурманских берегов, у Канина Носа и в Печорском
море. Иностранцы безнадзорно плавали у берегов Новой Земли, устраивали
на ней свои поселения и выменивали за бесценок меха и рыбу у местных жителей.
Совершенно то же происходило на Чукотском море и на наших дальневосточных
морях, богатых рыбой и всякими промыслами”
Но на северных морях предстояло решить еще одну важную
государственную задачу.
Неисчерпаемы богатства Сибири. Здесь встречаются всевозможные
виды полезных ископаемых - от соли и угля до золота. Громадные лесные массивы
сосредоточены в центральных ее частях и плодороднейшие земли- в южных.
Для своего развития эта обширная страна нуждается прежде
всего в путях сообщения. Большинство рек Сибири течет с юга на север и
почти все они на громадном протяжении судоходны. Но в Сибири единственным
путем сообщения, направленным по параллели, до Великой Октябрьской революции
являлась законченная незадолго до русско-японской войны Сибирская магистраль.
Между тем на севере Сибирь омывается Северным Ледовитым океаном, в который
впадают почти все ее многоводные реки. Организовать морские пути вдоль
северных побережий Сибири - означало создать новый путь в широтном направлении,
путь, жизненно необходимый для развития естественно-производительных сил
Сибири, для поднятия культурного и материального благосостояния народностей,
населяющих ее северные пространства. Правда, большую часть года Северный
морской путь, соединяющий западные и восточные окраины нашей Родины, совершенно
недоступен из-за льдов, но зато он гораздо короче южного морского пути,
огибающего с юга Азию, и притом проходит полностью по нашим отечественным
водам.
Неудивительно поэтому, что в советское время было обращено
особое внимание на изучение и освоение в первую очередь наших северных
и северо-восточных морей. В сущности эти моря до советского времени были
плохо исследованы даже в навигационном отношении. Карты были недостоверны,
а лоции и наставления для плавания отсутствовали. Одним из доказательств
неизученности наших северных морей является большое количество географических
открытий, сделанных в советское время, особенно в Карском море. Другим
доказательством неизученности наших северных морей служит то, что на всем
громадном протяжении Северного морского пути до революции работало только
пять гидрометеорологических станций.
Невозможно или, во всяком случае, очень трудно хозяйственно
осваивать какой-либо район без предварительного его изучения. Еще 2 июня
1918г. В. И. Ленин подписал декрет об организации Гидрографической экспедиции
в Северном Ледовитом океане. Интервенция помешала этому, но уже 4 марта
1920 г., ровно через десять дней после изгнания интервентов из Архангельска,
по указанию В. И. Ленина была организована Северная научно-промысловая
экспедиция, от которой ведет свое начало нынешний Арктический институт.
В 1920 г. из Архангельска ушла в море первая советская Карская экспедиция.
В том же 1920 г. вышел из Архангельска первый советский рыболовный траулер
“Навага”.
10 марта 1921 г. великим Лениным был подписан декрет Совета
Народных Комиссаров, в котором говорилось:
“В целях всестороннего и планомерного исследования северных
морей, их островов и побережий, имеющих в настоящее время государственное
значение, учредить при Народном Комиссариате просвещения Пловучий Морской
Научный Институт с отделениями: биологическим, гидрологическим, метеорологическим
и геоминералогическим”.
Районом деятельности открываемого института “определить
Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими
к нему побережьями РСФСР, Европы и Азии”.
Снабжение нового института углем, жидким топливом, оборудованием
и продовольствием поставить “наравне с учреждениями первостепенной государственной
важности”.
Из этого декрета видно, что исследованию наших северных
морей придавалось исключительное значение. Это исследование должно было
охватить все моря Советской Арктики и быть всесторонним и планомерным.
Эти установки декрета определили деятельность научных
учреждений, занимающихся исследованием морей Советской Арктики, на многие
годы. Они требовали от науки направленности, планомерности и всесторонности.
Одновременно с организацией экспедиционных исследований
на северных морях приступили к организации стационарных исследований. Уже
говорилось, что на всем побережье Советской Арктики до Октябрьской революции
действовало всего пять гидрометеорологических станций; в частности в Карском
море, через которое пролегал путь Карских операций, их было только две:
в Югорском Шаре и на острове Диксон.
И вот в 1923 г. возобновившая свою деятельность Гидрографическая
экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством гидрографа-геодезиста
Николая Николаевича Матусевича организовала в восточной части Маточкина
Шара - одного из проходов из Баренцева моря в Карское - самую северную в то
время геофизическую обсерваторию.
В том же 1923 г. были возобновлены так называемые колымские
рейсы: пароход “Ставрополь” под командованием Павла Георгиевича Миловзорова
доставил грузы из Владивостока на Колыму.
Так началось освоение советскими людьми Северного морского
пути.
|