(1923)
Как мы видели, декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным
10 марта 1921 г. В. И. Лениным, был учрежден Пловучий морской научный институт,
задачей которого было всестороннее и планомерное исследование северных
морей и земель.
В том же году большая группа научных сотрудников нового
института на ледокольном пароходе “Малыгин” вышла из Архангельска. За сорок
семь дней плавания она выполнила ряд научных наблюдений в Баренцевом и
Карском морях. Было сделано шестьдесят комплексных океанологических станций,
все время производились тщательные и разнообразные метеорологические наблюдения.
К производству многих океанологических работ ледокольный
пароход “Малыгин” не был приспособлен. Кроме того, он был нужен для Карских
операций. Поэтому с самого образования института многие из его сотрудников
мечтали о постройке специального экспедиционного судна, во-первых, приспособленного
для плавания во льдах, во-вторых, оборудованного специальными лабораториями,
лебедками, тралами и другими приспособлениями. Постройку такого судна удалось
завершить благодаря исключительной энергии ученого-большевика - Ивана Илларионовича
Месяцева, впоследствии доктора биологических наук, профессора Московского
университета и декана физико-математического факультета.
Экспедиционное судно института “Персей” было построено
из корпуса деревянной шхуны, заложенной в 1916 г. для морских зверобойных
промыслов у Земли Франца-Иосифа. Главная машина и котел взяты с затонувшего
в 1916 г. морского буксира. Все остальные судовые части были отысканы в
Архангельске на разоружавшихся судах.
Переустройство корпуса (замена шпангоутов, обшивки, устройство
трюмов, лабораторных помещений и кают) производилось под руководством замечательного
архангельского мастера по деревянному судостроению Василия Федоровича Гостева.
Всеми работами по восстановлению судна с энтузиазмом руководили инженеры-кораблестроители
В. Н. Цапенко и А. С. Ворони". Много труда и любви, много выдумки вложили
в дело постройки “Персея” рабочие Архангельского судостроительного завода.
Студенты и аспиранты Московского университета - молодые сотрудники института - буквально
дневали и ночевали на “Персее”. Вряд ли когда-либо корабль строился с такой
заботой и увлечением, как “Персей”.
7 ноября 1922 г., в день пятой годовщины Великой Октябрьской
социалистической революции, “Персей” был спущен на воду. Весной 1923 г.
он вышел в Белое море на испытание как самого судна, так и всякого рода
научных устройств и приборов. Попутно “Персеем” было выполнено в Белом
море 17 океанологических станций.
8 том же году “Персей” отправился в свое первое серьезное
плавание. Возглавлял экспедицию И. И. Месяцев, командовал судном Павел
Ильич Бурков. Автор участвовал в этом плавании гидрологом.
Выйдя из Архангельска 21 августа, “Персей” 23 августа
подошел к Святому Носу и от него начал подниматься на север по 41° в. д.
По пути производились полные океанологические станции через каждые 30 миль
и измерялись глубины через каждые пять миль.
На этом переходе выявились прекрасные мореходные качества
“Персея”. На нем можно производить океанологические станции почти в любую
погоду. Надо было только повернуть “Персей” против ветра и волны и затем
удерживать его в этом положении почти на месте, давая соответствующие ходы
машиной. Конечно, для этого необходимы некоторые навыки. Однако этих навыков
еще не было, и потому, дойдя до 69° с. ш. и встретив здесь жестокий ветер,
мы вынуждены были прекратить океанологические работы. Мы прошли без работ
до 72° с. ш., у которой утихнувшие ветер и волна позволили возобновить
исследования.
Готовясь к экспедиции, мы прочли всю доступную тогда русскую
и иностранную литературу о плаваниях по Баренцеву морю. Лично я плавал
в Баренцевом море в 1912 г. и в моей памяти оставались впечатления о тяжелых
ледовых условиях того года. Поэтому, начиная приблизительно с 76° с. ш.,
стали ожидать близкой встречи со льдами. Однако льдов не оказалось вплоть
до самой Земли Франца-Иосифа, к которой “Персей” подошел 30 августа. Состояние
льдов в 1923 г. в Баренцевом море было исключительно благоприятным. К сожалению,
экспедиция не смогла воспользоваться этими благоприятными условиями для
производства исследований в высоких широтах Баренцева моря, в частности
в районе Земли Франца-Иосифа. Угля было израсходовано больше, чем рассчитывали.
Кроме того, вследствие одной из случайностей, предусмотреть которые иногда
бывает невозможно, еще на подходе к Земле Франца-Иосифа “Персей” оказался
без пресной воды для питания котла. Работа опреснителя, понятно, увеличила
расход угля.
С большим огорчением мы вынуждены были повернуть от Земли
Франца-Иосифа на юго-восток и 7 сентября вошли в Белушью губу Новой Земли.
Приняв уголь с зашедшего в Белушью губу парохода, “Персей”
23 октября благополучно вернулся в Архангельск. За все время плавания было
выполнено 49 полных океанологических станций и сделано много измерений
глубин и всякого рода сборов. Метеорологические наблюдения велись непрерывно.
Во время стоянки в Белушьей губе в прилегающем районе
было собрано много материалов по геологии и биологии.
В дальнейшем “Персей” по нескольку раз в год совершал
плавания в морях Норвежском, Гренландском, Баренцевом, Белом и Карском.
С 1923 по 1941 годы “Персей” сделал 84 рейса, пробыв в
море около 2 000 суток, т. е. почти шесть лет, и прошел более 100 000 морских
миль - расстояние, приблизительно равное пяти земным экваторам. Сотни миль
“Персей” прошел в тяжелых арктических льдах.
Девять раз он побывал в водах Шпицбергена, один раз почти
обогнул этот архипелаг, пять раз подходил к Земле Франца-Иосифа, двенадцать
раз к Новой Земле. В 1927 г. “Персей” обогнул Новую Землю против часовой
стрелки, а в 1932 г. по часовой стрелке. В Гренландском море он обогнул
остров Ян-Майен и почти доходил до Гренландии. Много раз “Персей” выполнял
океанологические разрезы по Кольскому меридиану (33°30' в. д.), пересекая
Нордкапское течение и подмечая изменения в его напряженности и тепловом
состоянии.
Значение работ “Персея” заключается не только в том, что
они в конечном итоге помогли развитию рыбной промышленности в Баренцевом
море и дали возможность установить связи между тепловым режимом Нордкапского
течения и общей циркуляцией атмосферы (в частности, с ледовым режимом арктических
морей). Оно заключается и в том, что в плаваниях “Персея” обычно принимали
участие физики, химики, биологи, геологи, метеорологи.
В совместной работе отдельные ученые знакомились с достижениями
родственных отраслей науки, обменивались опытом, обсуждали общие проблемы.
Таким образом, “Персей” всегда был своеобразным морским университетом,
особенно для плававших на нем студентов разных высших учебных заведений
и разных специальностей.
Неудивительно поэтому, что большинство ведущих советских
исследователей моря некогда плавало на “Персее”.
|