(1928)
Первый ледокол (“Ермак”) появился в Арктике в 1898 г.,
первое радио в Арктике (на ледокольных пароходах “Таймыр” и “Вайгач”)-в
1910г..первые полеты в Арктике (летчик Нагурский) были совершены в 1914
году.
Одновременное использование ледоколов и судовых и береговых
радиостанций для проводки сквозь льды торговых судов было применено в 1920
г. во время первой Карской операции.
В 1924 г. начинаются полеты летчика Бориса Григорьевича
Чухновского для разведки ледовой обстановки при проведении Карских операций.
С этого времени при проводке сквозь льды грузовых пароходов
одновременно используются и ледоколы, и самолеты, и радиосвязь.
В 1926 г. летчики Томашевский и Михеев начинают свои полеты
над льдами Белого моря для содействия тюленьему промыслу. В дальнейшем
здесь также пользуются ледоколами, самолетами и радио. Этим обеспечивается
и успешность, и безопасность тюленьих промыслов.
С 1927 г. над льдами Белого моря начинает летать замечательный
летчик Михаил Сергеевич Бабушкин. Здесь он впервые производит успешные
посадки на ледяные поля и этим открывает новые возможности применения самолета
для освоения Арктики.
Постепенно самолет приобретает права гражданства на всем
протяжении Советской Арктики. Ни одна научная или торговая экспедиция не
обходится без той или иной помощи самолета.
Трудно перечислить все плавания, полеты и зимовки, совершенные
за первые годы освоения Советской Арктики. Некоторые из них были поистине
героическими, многие - очень трудными. В них закалялись советские полярники-мореплаватели,
летчики, зимовщики. И вот в 1928 г. они с честью выдержали международный
экзамен “на полярную зрелость”. В этом году итальянская экспедиция Нобиле
на дирижабле “Италия” совершала полеты в Арктике. 24 мая дирижабль побывал
над полюсом. 25 мая на обратном пути вблизи Шпицбергена произошла катастрофа,
причины которой до сих пор не выяснены. Дирижабль спустился и ударился
о льды. При ударе один человек погиб, у начальника экспедиции Нобиле были
сломаны нога и рука. Всего на лед было выброшено одиннадцать человек, один
из них мертвый. Шесть человек унесло вместе с дирижаблем в неизвестном
направлении. К счастью, на лед вместе с людьми было выброшено значительное
количество продовольствия и маленькая походная радиостанция. Радист Бьяджи
в первый же день начал посылать радиограммы о бедствии, но на базе экспедиции,
судне “Читта-ди-Милано”, никто не считал нужным слушать радиосигналы. Только
3 июня советский радиолюбитель Шмидт из села Вознесенье-Вохма Северного
края принял чьи-то сигналы о бедствии. Об этом было сообщено и вскоре с
лагерем Нобиле была налажена прямая связь.
Несчастье, случившееся с итальянской экспедицией, взволновало
весь мир. В спасательных работах приняло участие шесть европейских стран.
В течение короткого времени на помощь было послано 18 кораблей, 21 самолет
и около полутора тысяч человек.
Решающим в спасательных операциях оказалось участие советских
полярников.
Еще 29 мая, через несколько дней после прекращения связи
с дирижаблем, Советское правительство организовало Комитет помощи дирижаблю
“Италия”. В распоряжение Комитета были выделены ледокол “Красин”, ледокольные
пароходы “Малыгин” и “Г. Седов” и экспедиционное судно “Персей”.
“Красин”, имевший на борту тяжелый трехмоторный самолет
Чухновского, должен был, обогнув с запада Шпицберген, искать участников
экспедиции, выброшенных на лед у его северо-восточных берегов.
“Малыгин”, имевший на борту небольшой самолет Бабушкина,
должен был обследовать район к востоку от Шпицбергена.
“Г. Седов” во время спасательных поисков должен был обследовать
южную и западную часть Земли Франца-Иосифа. На “Персей” возлагалось обследование
кромки льдов Баренцева моря. “Малыгин” вышел в море раньше "Красина”, но
20 июня был надолго затерт льдами недалеко от острова Надежды. Бабушкин
29 июня вылетел на север к острову Фойнё, у которого находилась группа
спутников Нобиле.
Не долетев до лагеря, Бабушкин из-за шторма вынужден был
дважды высадиться на льды и через пять дней вернулся на “Малыгин”.
“Красин” вышел из Ленинграда 16 июня и 30 июня обогнул
остров Амстердам (у северо-западной оконечности Шпицбергена). Попытка пройти
между Семью Островами и мысом Нордкап не удалась из-за еще не взломанного
в этом проливе припая. Обогнуть с севера Семь островов оказалось очень
тяжело - льды пришлось пробивать ударами корпуса и 3 июля “Красин” потерял
лопасть одного из винтов. Пришлось отойти назад.
Пока “Красин” и “Малыгин” пробивались к месту катастрофы,
итальянский летчик Маддалена 20 июня увидел на льду группу Нобиле и сбросил
им кое-какое снаряжение и немного провизии. 24 июня на лед сел шведский
летчик Лундборг и вывез Нобиле на борт “Читта-ди-Милано”. При следующей
посадке Лундборг повредил самолет и остался на льдах. 6 июля он был вывезен
другим шведским летчиком. На этом деятельность иностранцев - по спасению
спутников Нобиле закончилась.
Вскоре ледовая обстановка в районе к северу от Шпицбергена
улучшилась, и “Красин” подошел к большому ровному ледяному полю, которое
можно было использовать как аэродром для тяжелого самолета Чухновского.
8 июля Чухновский совершил пробный полет, а 10 июля, поднявшись.
снова в воздух, обнаружил между островами Карла XII и Брок двух человек.
Не найдя в тумане “Красина”, Чухновский сел на лед у мыса Платен. При посадке
он повредил шасси. Отсюда Чухновский послал “Красину” радио, в котором
сообщил координаты обнаруженных им людей и ледовую обстановку в районе
их нахождения. Телеграмма заканчивалась словами:
“Считаю необходимым “Красину” срочно спасать Мальмгрена”.
“Красин” начал немедленно пробиваться через тяжелые льды
к островам Карла XII. 12 июля он снял с маленькой льдины итальянских офицеров
Цаппи и Мариано. Мальмгрен, известный шведский геофизик, вместе с ними
отправившийся из лагеря Нобиле к увиденным вдали островам Шпицбергена,
чтобы сообщить о случившейся с дирижаблем катастрофе, по их словам, погиб
еще месяц тому назад. Советских моряков очень удивило, что на здоровом
и полном сил Цаппи было три комплекта одежды, а больной Мариано был почти
раздет. В тот же день “Красин” снял со льдов остальных людей из группы
Нобиле. Только после этого он снял со льдов самолет Чухновского и направился
в норвежский порт Берген для пополнения запасов угля.
О судьбе шести человек, унесенных на остатках дирижабля
в неизвестном направлении, ничего не было известно. Оставалась неизвестной
также и судьба Руала Амундсена, вылетевшего из Норвегии 18 июня на самолете
“Латам” для поисков Нобиле. Тем не менее уже 12 июля на “Красине” была
получена телеграмма с “Читта-ди-Милано”, в которой сообщалось, что итальянское
правительство прекращает дальнейшие поиски участников экспедиции Нобиле.
Сдав спасенных итальянцев на “Читта-ди-Милано”, “Красин”
взял курс на юг вдоль западных берегов Шпицбергена.
В это время была получена телеграмма капитана германского
океанского парохода “Монте-Сервантес”, в которой сообщалось, что пароход,
на котором находилось полторы тысячи пассажиров, получил пробоину от удара
о льдину, сейчас находится в Беллсунде (на Шпицбергене) и нуждается в помощи.
“Красин” направился к “Монте-Сервантес”, заделал на нем две пробоины и,
проводив его до Гаммерфеста, пошел на ремонт в Берген.
26 августа “Красин” снова вышел на север, снова обогнул
Шпицберген и 17 сентября достиг 81°27' с. ш. Отсюда он повернул на восток
и 23 сентября подошел к Земле Франца-Иосифа. Здесь на Земле Принца Георга
“Красин” поднял советский флаг и оставил некоторый запас провизии. От Земли
франца-Иосифа “Красин” лег на обратный путь и в начале октября вернулся
в Ленинград.
Ледокольный пароход “Г. Седов”, искавший спутников Нобиле
в районе Земли Франца-Иосифа, ушел на юг еще 3 сентября.
Ничего не обнаружил и ледокольный пароход “Малыгин”, так
как самолет Бабушкина обладал слишком малым радиусом действия. Но Бабушкин
за время поисков произвел пятнадцать безаварийных посадок на дрейфующие
льды северо-западной части Баренцева моря, доказав свое мастерство и новые
возможности исследования Северного Ледовитого океана.
Во время поисков спутников Нобиле все корабли, принимавшие
в этом участие, провели ряд очень важных наблюдений и пополнили наши сведения
об океанологическом режиме района к востоку и северу от Шпицбергена.
В частности, “Красин” во время своего второго плавания
в районе па северо-восток от Шпицбергена пересек место, на котором по картам
значилась легендарная “Земля Гилеса”, якобы открытая голландским китобоем
Корнелием Гилесом в 1707 году. Никакой земли “Красин” не обнаружил. Глубина
моря в этом районе оказалась равной 200 метрам.
Спасение советскими полярниками участников экспедиции
Нобиле было восторженно принято всем миром. Оно еще раз доказало, что освоение
Арктики требует умелого использования радио, ледокола и самолета и, главное,
единого руководства.
|