(1648)
Семен Иванов Дежнев, уроженец Великого Устюга, прибыл
в Ленский острог в 1638 году. В отряде Михаила Стадухина он в 1642 г. спустился
по реке Индигирке в Северный Ледовитый океан и морем прошел в устье реки
Алазеи, а в 1644 г. - уже по сухому пути - в устье Колымы. Здесь он вместе
с другими казаками принимал участие в постройке Нижнеколымского острога,
ставшего центром местной торговли и базой походов для поисков новых “землиц”
и для проведывания новых путей на восток.
Летом 1646 г., как уже говорилось, Исай Игнатьев вышел
на коче из Колымы в море, поплыл на восток и через двое суток добрался
до большой губы, по-видимому Чаунской. Здесь он выменял у чукчей несколько
моржовых бивней. Плавание Игнатьева пробудило новый интерес к поискам “землиц”
к востоку от Колымы.
Летом 1647 г. приказчик московских купцов Федот Алексеев
Попов, родом из Холмогор, организовал поход для поисков моржовых лежбищ,
для торговли с чукчами и для поисков морского пути к реке Анадырь, о богатстве
которой промысловым зверем в Нижне-Колымск доходило немало слухов. Попов
просил нижнеколымские власти о назначении в экспедицию служилого человека-представителя
государственной власти - для приведения местного населения в русское подданство
и сбора ясака. Узнав об этом, Дежнев подал челобитную о своем назначении
в этот поход. Его ходатайство было удовлетворено, и, таким образом, Дежнев
стал ведущим лицом в намечавшемся предприятии.
В тот же год отряд Дежнева-Попова вышел из Нижне-Колымска
в море на четырех кочах, но из-за трудных ледовых условий осенью этого
года вернулся обратно. Несмотря на неудачу, 20 июня 1648г. в новый поход
на реку Анадырь из Нижне-Колымска вышло уже семь кочей,
на которых находилось свыше ста человек. Шесть кочей входили в отряд Дежнева-
Попова. Седьмой коч под командой Герасима Анкудинова присоединился к отряду
самовольно. Во время этого похода состояние льдов у берегов Чукотки было
очень благоприятно, и кочи, пользуясь попутными ветрами, быстро продвигались
на восток. Не доходя Берингова пролива, два коча разбились о льды, а два
пропали без вести. Крайнюю северо-восточную оконечность Азии, которую Дежнев
назвал Большим Каменным Носом, обогнули только три коча-Дежнева, Попова
и Анкудинова.
Большой Каменный Нос, ныне называемый мысом Дежнева, Дежнев
описал следующими, совершенно бесспорными словами: “... А с Ковыми реки
итти морем на Анадыр реку, и есть нос, вышел в море далеко... а против
того носу есть два острова (острова Гвоздева), а на тех островах
живут чухчи, а врезываны у них зубы, прорезываны губы, кость рыбей зуб,
а лежит тот нос промеж сивер на полуношник, а с Русскою сторону носа признака:
вышла речка, становье тут у Чухоч делано, что башни, из кости китовой,
и нос поворотит кругом, к Онандыре реке подлегло”
У Большого Каменного Носа коч Анкудинова во время бури
разбился. Анкудинов и его команда перебрались на кочи Дежнева и Попова.
После недолгой стоянки и высадки на берег в Беринговом
проливе кочи пошли на юг. Вскоре и эти кочи разлучились. Коч Дежнева понесло
на юго-запад и в октябре выбросило на берег значительно южнее устья Анадыря - невидимому
на Олюторский полуостров. Отсюда Дежнев с 24 спутниками через 10 недель
добрался до устья Анадыря. Во время зимовки многие умерли и к весне 1649
г. партия Дежнева уменьшилась до 12 человек. На лодках Дежнев со своими
товарищами поднялся вверх по Анадырю и в среднем его течении построил Анадырский
острог.
Дежнев пробовал собирать ясак, но местного населения в
открытой им “землице” оказалось мало. Тогда Дежнев принялся за поиски лежбищ
моржа.. В 1652 г. он на лодках обследовал Анадырский лиман и здесь на корге -
косе Русская Кошка - обнаружил богатое лежбище моржей: “...на той корге вылегает
(морской) зверь морж, и на той же корге заморный зуб зверья того...” С
тех пор Дежнев каждый год выезжал на промысел и к 1656 г. набрал 289 пудов
моржовых бивней.
В 1660 г., сдав дела в Анадырском остроге вновь назначенному
приказчику, Дежнев отправился на Колыму сухим путем через Анюйский хребет.
Вернуться обратно морским путем, которым он пришел в 1648г., Дежнев не
решился, так как у него не было “доброй снасти судовой”. Перезимовав на
Колыме, Дежнев прошел морем на Лену и по ней добрался до Якутска. В 1664
ив 1671 гг. он побывал в Москве. В Москве Дежнев в 1673 г. и умер.
Сведений о плавании Семена Дежнева и Федота Попова из
Колымы вокруг Чукотского полуострова в Берингово море сохранилось очень
мало. Но и из того, что нам известно, ясно видно, что это плавание не было
случайным. Попов и Дежнев, выходя в плавание, знали о промысловых богатствах
Анадыря (иначе они не стали бы организовывать большую экспедицию в 1647
г., и еще большую, несмотря на неудачу в предшествовавшем году, экспедицию
в 1648 г.); они знали и о том, что из Колымы в Анадырь можно пройти морем;
иными словами, они знали о существовании, и притом в сравнительно недальнем
расстоянии, Берингова пролива (опять-таки иначе они не стали бы так настойчиво
проводить свои экспедиции). Таким образом, представляется, что Дежнев и
Попов знали и куда они плывут, и зачем они плывут. Однако возникает вопрос,
откуда Дежнев и Попов могли почерпнуть эти сведения.
Во-первых, эти сведения могли быть получены от чукчей,
во-вторых, от казаков, побывавших в плену у чукчей, и, наконец, из рассказов
и преданий о прежних плаваниях русских по Северному морскому пути.
В связи с последним предположением возникают вопросы:
от кого арабские и западноевропейские географы могли получить сведения
о существовании пролива Аниан? На основании каких данных московский посол
Дмитрий Герасимов еще в 1525 г. утверждал, что если плыть из Северной Двины
и все время прижиматься к берегу справа, то в конце концов можно добраться
до Китая?
Надо сознаться, что мы еще очень плохо знаем наше древнее
мореплавание, главным образом потому, что сохранилось очень мало документов
и памятников материальной культуры. Иногда совершенно неожиданно мы находим
доказательства, переворачивающие наши прежние представления. За примерами
ходить недалеко. Как уже говорилось, недавно, в заливе Симса и на островах
Фаддея, были найдены доказательства, что около 1618 г. большая и хорошо
снабженная русская торговая экспедиция обогнула с запада мыс Челюскина!
Никаких письменных сведений об этой экспедиции нет, но сомневаться в том,
что она была, не приходится.
Дальше мы увидим, что иностранцы, побывавшие в конце XVII
в. в России и собиравшие сведения о Сибири, знали о давних плаваниях русских
по Северному морскому пути и, в частности, по самому трудному его участку - вокруг
мыса Челюскина. О том, что в Сибири сохранялись воспоминания о некоторых
плаваниях вокруг этого мыса, свидетельствует следующая выписка из документов
лейтенанта Овцына (1738), приводимая Г. В. Яниковым.
“... по многим же ко мне известиям от тамошних обывателей
и подле море зимовщиков, что много де удобнее устье реки Лены достигать
от устья реки Енисея, нежели от Лены к Енисею...”
Сейчас мы из наблюдений и опыта знаем, что основное течение
в проливе Вилькицкого направлено из Карского моря в море Лаптевых. За советское
время несколько кораблей в разные годы выносило вместе со льдами через
этот пролив с запада на восток. Поэтому высказывание Овцына, что пройти
из Енисея в Лену (по течению) легче, чем из Лены в Енисей (против течения),
вполне правильно, особенно для парусно-гребных судов. Но, конечно, сведения,
сообщенные Овцыну местными жителями, могли быть основаны только на опыте
многих плаваний вокруг мыса Челюскина.
К этому надо прибавить, что обойти мыс Челюскина, конечно,
труднее, чем Чукотский полуостров.
|