(1738 - 1742)
Начальником отряда Второй Камчатской экспедиции, который
должен был описать Курильские острова, берега Охотского моря и изыскать
пути к берегам Японии, был назначен капитан Мартын Петрович Шпанберг (выходец
из Дании), участвовавший до того в Первой экспедиции Беринга.
В Охотске для отряда были построены два судна: бригантина
“Архангел Михаил”, одномачтовая с тендерским вооружением (длина 60 футов,
ширина 18 футов и осадка 7 1/2 футов) и дубель-шлюпка “Надежда”,
трехмачтовая, с гафельными парусами (длина 70 футов,
ширина 17 футов и осадка 5 футов). Кроме того, для отряда был отремонтирован
бот “Св. Гавриил” (длина 60 футов, ширина 20 футов, осадка 71/2
футов).
Одновременно был починен старый шитик “фортуна”. Этот
бот 4 октября 1737 г. был послан под командой штурмана Родичева в Большерецк
за .смолой. На пути ветхое судно чуть не затонуло, а 13 октября, уже в
большерецком устье, волной было выброшено на берег и разбито вдребезги.
Во время крушения будущий исследователь Камчатки Степан Крашенинников вышел
на берег “в одной рубашке”.
Бригантиной “Архангел Михаил” командовал сам Шпанберг,
командиром дубель-шлюпки “Надежда” был назначен лейтенант Видим Вальтон
(выходец из Англии) и бота “Св. Гавриил” - лейтенант Алексей Елизарович
Шельтинг (выходец из Голландии).
18 июня 1738 г. отряд Шпанберга вышел из Охотска в Большерецк.
На “Архангеле Михаиле” было всего 63 человека, на “Надежде” и “Св. Гаврииле”
по 44 человека.
15 июля Шпанберг из Болылерецка стал спускаться к югу
вдоль Курильских островов, попутно нанося их на карту и давая им новые
названия. .Уже 19 июля от Шпанберга отстал Шельтинг, а 24 июля - Вальтон.
Спустившись до 45°50' с. ш., невидимому до острова Уруп, и 3 августа обогнув
его, Шпанберг 17 августа вернулся в Большерецк. За время
своего плавания он нанес на карту 31 остров, больше, чем Курильских островов
на самом деле существует. Шельтинг, на другой день после разлучения со Шпанбергом,
повернул в Большерецк, куда и возвратился 7 августа.
Вальтон, отделившись от Шпанберга, прошел вдоль Курильских
островов до восточного выступа острова Хоккайдо (около 43°20' с. ш.)и нанес
на .карту 26 островов. 27 августа Вальтон тоже был в Большерецке.
В сентябре того же года в Охотск, с заготовленной в Большерецке
смолой и собранным ясаком, был послан бот “Св. Гавриил” под командой подштурмана
Ивана Верещагина. Вскоре бот был выкинут на берег Камчатки у устья реки
Крутогоровой. Весной 1739 г. бот снова спустили на воду, и он опять поступил
под команду Шельтинга.
Во время зимовки в Большерецке была построена из березы
“березовка” - восемнадцативесельный шлюп “Большерецк”, отданный под команду
квартирмейстеру Василию Эрту.
21 мая 1739 г. все четыре судна вышли из Большерецка и
25 мая достигли первых Курильских островов. Здесь по неизвестной причине
Шпанберг перевел Вальтона на “Св. Гавриил”, а Шельтинга на “Надежду”.
1 июля отряд Шпанберга вышел в море, на этот раз прямо
на юг по меридиану Камчатки в поисках “Земли да Гамы”, показанной на карте
Делиля.
Дойдя до 42° с. ш. и не увидев никакой земли, Шпанберг
повернул к юго-западу до параллели 39° и уже отсюда лег на запад к Японии.
Вальтон 14 июня на подходе к Японии на широте 39 1/2
опять отлучился. Соколов отмечает, что Вальтон и до этого изыскивал
“все способы отойти от своего начальника, так что заметивший это Шпанберг
даже отдал приказание команде Вальтона - постыдное нарушение дисциплины - не
слушаться его, если заметят, что он имеет намерение отделиться”
16 июня Шпанберг, Шельтинг и Эрт увидели берега Японии
и 22 июня стали на якорь приблизительно на 37°5' с. ш. Здесь приобрели
у японцев. кой-какие продукты.
3 июля на обратном пути на 44°5' с. ш. увидели ряд островов,
принадлежавших к Курильским. Повидимому, это были остров Шикотан и южная
сторона острова Итуруп. На первом острове нашли хорошую гавань и налились
водой. Здесь от Шпанберга отделился шлюп “Большерецк”. Дальше - к западу
от этих островов Шпанберг и Шельтинг подходили к Южным Курильским островам,
в частности к острову Кунашир, от жителей которого получили много новых
сведений.
24 июля на 41° с. ш. подошли к японскому острову Матсмаю
(Хоккайдо), у которого видели много судов. На бригантине и дубель-шлюпке
было много. больных. Поэтому, не подходя к берегу, повернули к Болынерецку.
31 июля отстал от Шпанберга и Шельтинг. На обратном пути Шпанберг пересек
место, на котором на карте была показана мифическая “Земля Штатов”. 14
августа Шпанберг пришел в Большерецк, а 29 августа - в Охотск, потеряв за
время плавания 13 человек, умерших от цынги.
Вальтон после отделения от Шпанберга увидел берега Японии
16 июня на 37°42' с. ш. и, продолжая путь на юг, 18 июня стал на якорь
на 34°16' с. ш. у видневшегося вдали города. Здесь на берег ездили штурман
Казимеров. и семь человек команды. Встретили их японцы приветливо. На другой.
день на “Св. Гавриил” приезжал какой-то, по-видимому знатный, японец, сопровождаемый
сотней мелких судов. Во избежание недоразумений Вальтон ушел дальше на
юг, иногда становясь на короткое время на якорь.
23 июня на 33°28' с. ш. Вальтон стал на якорь у небольшого
островка, а 24 июня пошел к Камчатке более южным путем, чем плыл со Шпанбергом;
к берегам Японии. Выбирая такой путь, он, повидимому, также
питал надежду увидеть “Землю да Гамы”. В дальнейшем Вальтон поднялся к
северу вдоль - восточных берегов Камчатки. 12 июля, находясь на52°5' с. ш.,
он повернул обратно, спустился к юго-западу, обогнул Камчатку и 25 июля
пришел в Большерецк.
28 июля в Большерецк вернулся и шлюп “Большерецк”, который,
потеряв Шпанберга, искал его в течение нескольких дней, а затем пошел обратно.
7 августа оба судна вышли из Большерецка и 22 августа
вернулись .в Охотск.
Дубель-шлюпка “Надежда” под командой Шельтинга, разлучившись
со Шпанбергом 31 июля, прошла на северо-восток до 51-й параллели, от которой
11 августа повернула па запад. На восточном берегу Камчатки налились водой,
затем обогнули Камчатку и, приближаясь к Большерецку, 30 августа едва не
были выкинуты на берег. На другой день все же удалось войти в реку. Во
время этого плавания несколько человек умерло и многие были больны.
9 сентября “Надежда” вышла из Большерецка и 18 сентября
приблизилась к Охотску, но поднявшимся штормом была отброшена далеко на
юг.
22 сентября, когда ветер стих, опять направились к Охотску,
но 26 сентября снова были отброшены. 1 октября повторилось то же самое.
Тогда совершенно измученная и больная команда буквально взмолилась. По
общему совету решили возвращаться. 7 октября добрались до Большерецка и
на .другой день вошли в реку. Только в июле 1740 г. Шельтинг вернулся в
Охотск. К 1741 г. в Охотске для отряда Шпанберга был построен пакетбот
“Св. Иоанн” длиной в 69 футов и отремонтированы бригантина
“Архангел .Михаил”, дубель-шлюка “Надежда” и шлюп “Большерецк”. Специально
для плавания к берегам Японии из Петербурга в распоряжение Шпанберга были
присланы два ученика Академии наук Шенаныгин и Фенев, обучавшиеся японскому
языку.
В 1741 г. из-за позднего времени плавание к берегам Японии
не состоялось. Все же Шпанберг 4 сентября отправил из Охотска дубель-шлюпку
“Надежду” под командой Шельтинга с геодезистом Гвоздевым, тем самым, который
вместе с Федоровым совершил первое, исторически доказанное плавание русских
к берегам Северной Америки
Шельтинг прошел вдоль западных берегов Охотского моря
к Шантарским островам. 15 сентября он перешел к устью реки Уды и осмотрел
ее до Удского острога. Река для плавания оказалась неудобной. С 22 по 28
сентября Шельтинг плавал между Шантарскими островами в поисках хорошей
якорной стоянки. В это время на судне открылась течь и Шельтинг 9 октября
вернулся в Большерецк.
Сам Шпанберг с судами “Св. Иоанн”, “Архангел Михаил”,
“Большерецк” и “Св. Гавриил”, взятым специально для перевозки провизии,
12 сентября вышел из Охотска и 22 сентября прибыл в Большерецк.
“Архангел Михаил”, которым по недостатку морских офицеров
командовал геодезист Свисту нов, в пути потерял грот-мачту и его занесло
к Курильским островам. В Большерецк он прибыл только 10 октября.
23 мая 1742 г. пакетбот “Св. Иоанн” под командой Шпанберга,
бригантина “Архангел Михаил” под командой Шельтинга, дубель-шлюпка “Надежда”
под командой штурмана Василия Ртищева (участвовавшего в 1735-1736 годах
в экспедиции Ласиниуса) и шлюп “Большерецк” под командой боцманмата Казина
вышли в море
Зайдя по пути на первые Курильские острова, где были взяты
два переводчика из местных жителей, отряд 30 мая вышел на юго-запад. Погода
стояла туманная и в тумане суда разошлись. 4 июня, когда туман рассеялся,
у 47° с. ш. около “Св. Иоанна” оказался только шлюп “Большерецк”. 12 июня
на широте 44°5' потерялся и он. 30 июня Шпанберг находился на 39°33'с.
ш.
На судне открылась большая течь и было решено возвращаться.
14 июля Шпанберг был у первых Курильских островов и здесь увидел все суда
отряда.
29 июля Шпанберг со всеми судами, кроме “Надежды”, отправился
в Большерецк. Оттуда, считая, что суда из-за ветхости больше для плавания
не годятся, он 11 августа вышел в Охотск, куда и прибыл 26 августа.
Шельтинг, назначенный командиром дубель-шлюпки “Надежда”,
вышел от Курильских островов к Сахалину, к которому и подошел 1 августа - на
50°10' с. ш. Отсюда он спустился на юг, приблизительно до пролива Лаперуза.
17 августа Шельтинг повернул на север и 10 сентября вернулся в Охотск.
Из-за туманов и неблагоприятных ветров восточный берег Сахалина (который
Шельтинг по карте Делиля считал “Землей Еззо”) был осмотрен весьма поверхностно.
Вальтон, до того участвовавший в походах Шпанберга, с
1740 г. оставался в Охотске, заведуя экспедиционными командами. В январе
1741 г. он выполнил береговую съемку от Охотска на восток до реки Ини на
расстоянии 95 верст, а в феврале на юг до реки Ульи па расстоянии 114 верст.
В 1742 г. на Камчатке были произведены описи берегов:
геодезистом Моисеем Ушаковым от Большерецка до Тигиля и гардемарином Андреяном
Юрловым от Лвачи до Кроноцкогомыса. Таким образом, была продолжена на север
съемка берега, выполненная Елагиным от Большерецка до Авачи. В это же время
геодезист Краснльников определил широты и долготы Петропавловской гавани,
Большерецка, Охотска и многих пунктов внутри Сибири.
В результате плаваний 1738-1739 гг. Шпанбергом и Вальтоном
была составлена карта Курильских островов, являвшаяся с географической
точки зрения большим шагом вперед. Попутно надо отметить, что на карте
Львова 1726 г., составленной по местным известиям и, очевидно, по работам
Евреинова и Лужина (1721), Курильские острова показаны гораздо вернее,
чем на картах Страленберга (1720-1721), Кириллова (1734) и, в особенности,
на карте Делиля, составленной для Второй Камчатской экспедиции.
|