(1740 -1742)
Подготовка к плаванию отряда капитан-командора Беринга
к берегам Северной Америки протекала недопустимо медленно и Адмиралтейств-коллегия
в январе 1737 г. за эту медлительность лишила Беринга установленного ему
на время экспедиции двойного жалования. В 1740 г. предполагалось даже заменить
Беринга Шпанбергом. Возможно, что подготовка тормозилась непрестанными
ссорами начальствующего состава. И Беринг, и Чириков просили освободить
их от участия в экспедиции. В частности. Чириков писал адмиралу Головину,
что он не имеет возможности работать, так как его предложения “к господину
капитан-командору о экспедичном исправлении от него за благо не приемлются,
только он господин командор за оные на меня злобствует”.
В начале 1740 г. Чириков просил Беринга разрешить ему
на бригантине “Архангел Михаил” осмотреть места, лежащие “от Камчатки между
норда и оста, против Чукоцкого носа, и прочие западной стороны Америки”.
К осени Чириков рассчитывал вернуться в Охотск. Можно
только пожалеть, что Беринг не разрешил Чирикову этого плавания.
Для отряда Беринга-Чирикова, имевшего задачей отыскание
островов в северной части Тихого океана и морских путей в Северную Америку,
в Охотске были построены и в июне 1740 г. спущены на воду два пакетбота-
“Св. Петр” и “Св. Павел”. Пакетботы были однотипные: длиной 80 футов, шириной
22 фута, грузоподъемностью около 100т и водоизмещением около 200 тонн.
Это были однопалубные бриги. Они имели по две мачты, каждая с двумя реями,
на которых поднимались фок и грот. Кроме того, из парусов были: стаксель,
кливер, бизань и блинд (передний прямой парус, ставившийся на бушприте).
Каждый пакетбот имел по две шлюпки: большую - лангебот и меньшую - ялбот. На
пакетботах было установлено по 14 небольших пушек. В командование “Св.
Петром” вступил капитан-командор Витус Беринг, “Св. Павлом” - капитан Алексей
Ильич Чириков.
Еще в 1739 г. на боте “Св. Гавриил” были посланы на Камчатку
штурман Иван Фомич Елагин и подштурман Василий Андреевич Хмитевский. Первый
должен был по сухому пути описать берег от Большерецка вокруг мыса Лопатки
до Авачинской губы и самую Авачиискую губу, второй - реку Камчатку.
1 сентября из Охотска была послана дубель-шлюпка “Надежда”
под командованием мастера Софрона Федоровича Хитрово с запасами и продовольствием.
Однако при выходе из Охотска “Надежда” села на мель. К 8 сентября перегрузка
запасов с “Надежды” и ее исправление были закончены. В этот день “Св. Петр”,
“Св. Павел”, “Надежда” и вновь построенный в Охотске галиот “Охотск” под
командой штурмана Василия Ртищева, до этой экспедиции плававшего в отрядах
Ласиииуса и Шпанберга, вышли в море и хотя раздельно, но все же благополучно
добрались до Большерецка. Здесь “Охотск” остался на зимовку, а “Св. Петр”,
“Св. Павел” и “Надежда” направились в Авачинскую губу. Перегруженная сверх
меры “Надежда”, не дойдя до Авачипской губы, вернулась в Большерецк. “Св.
Павел” пришел в Авачинскую губу 27 сентября, а “Св. Петр” - 6 октября.
Так как время было позднее и основные запасы продовольствия
остались в Большерецке, то было решено перезимовать в Авачинской губе,
в которой Елагиным было устроено несколько помещений. Гавань эта-одна из
лучших в мире-была названа в честь кораблей Петропавловской.
Во время зимовки провизия была перевезена в Петропавловск
сухим путем. В 1741 г. галиот возвратился в Охотск. На нем вернулся в Охотск
и Степан Петрович Крашенинников, будущий автор “Описания Земли Камчатки”.
“Надежда” пришла в Петропавловск весной 1741 г., когда. пакетботы уже отправлялись
в плавание.
4 мая 1741 г. Беринг собрал на совет всех офицеров и астронома
де ла Кройера для выработки плана экспедиции. Чириков, еще при назначении
его в экспедицию настаивавший на поисках Северной Америки между параллелями
50 и 65° с. ш., считал, что от Петропавловска надо итти прямо на восток.
Офицеры “Св. Павла” поддерживали Чирикова. Де ла Кройер настаивал на плавании
курсом юго-восток румб к востоку до 46° с. ш., где на карте, составленной
его братом, профессором Делилем, значилась “Земля да Гамы”, неизвестно
когда и кем открытая. К сожалению, Делилю
удалось еще в Петербурге включить желательность поисков “Земли да Гамы”
в инструкцию Берингу.
Беринг из результатов плаваний
Шпанберга и Вальтона уже знал, что ни “Земли Еззо”, ни “Земли Компании”,
ни “Земли да Гамы” не существует. Однако он все же склонился к мнению де
ла Кройера и только в том случае, если Земля да Гамы не будет найдена,
соглашался повернуть на курс восток румб к северу.
4 июня 1741 г. “Св. Петр”
и “Св. Павел” вышли из Петропавловска и легли на юго-восток. 13 июня, дойдя
до 46° с. ш. и не найдя здесь никакой земли, суда, как это и было условлено,
повернули на восток румб к северу. 20 июня в тумане корабли потеряли друг
друга из виду и больше не встречались.
Беринг, после разлуки с Чириковым,
сначала с 20 по 22 июня искал “Св. Павел”, затем опять пошел искать “Землю
да Гамы” и 25 июня оказался на 45°16' с. ш. Еще раз убедившись в бесплодности
своих поисков, Беринг повернул сначала на восток, а потом на северо-восток.
16 июля на 58° 14' с. ш.
увидели высокие, покрытые снегом горные хребты и величественную гору Св.
Ильи. 20 июля, считая себя на 59°40' с. ш., “Св. Петр” стал на якорь у
небольшого острова, названного островом Св. Ильи (ныне остров Каяк). На
берег были посланы две шлюпки для поисков пресной воды. Большей из них - лангеботом - командовал
мастер Софрон Федорович Хитрово. Вместе с Хитрово на берег отправился адъюнкт
Академии наук Стеллер, давший прекрасное описание посещенного им берега.
Очень интересные сведения привез и отличавшийся большой наблюдательностью
Хитрово. Жители острова не показывались, но наши моряки заметили два непогасших
костра, запасы копченой рыбы и юрту, обитатели которой при приближении
русских, по-видимому, убежали в лес.
21 июля Беринг, последнее
время находившийся в угнетенном состоянии, неожиданно проявил решительность.
Не дождавшись приемки полного запаса пресной воды (около четверти бочек
оставалось еще пустыми), он приказал, без обсуждения этого решения на совете,
сниматься с якоря. “Св. Петр” повернул на запад. 26 июля около 56°
с. ш. увидели на севере высокую землю - вероятно
остров Кадьяк.
2 августа пакетбот в тумане
оказался вблизи острова, названного Туманным (ныне остров Чирикова).
3 августа увидели пять небольших
каменных островов, названных Евдокеевскими.
29 августа была усмотрена
еще одна группа островов, и “Св. Петр” стал на якорь в одном из проливов.
На берег были посланы шлюпки за пресной водой. Во время стоянки у островов
умер от цынги матрос Никита Шумагин, в память которого острова были названы
Шумагинскими.
Ночью на одном из островов
заметили огонь. После настойчивых просьб Хитрово 30 августа было разрешено
поехать с шестью матросами на этот остров для его обследования. Ничего
примечательного там обнаружено не было. На обратном пути поднялся сильный
ветер, Хитрово высадился на другом острове и трое суток прождал помощи.
3 сентября за шлюпкой Хитрово был послан лангебот, который и помог шлюпке
добраться до судна.
4 сентября к пакетботу подошли
две одноместные байдарки. Находившиеся на них алеуты приняли кое-какие
подарки и знаками усиленно приглашали моряков на остров. Беринг приказал
лейтенанту Свену Вакселю, старшему после себя офицеру, поехать на берег.
С Вакселем на лан-геботе и яле отправились Стеллер и девять вооруженных
матросов.
Подойдя к берегу, Ваксель
послал на ялботе к алеутам двух матросов и чукчу-переводчика. Алеуты увели
чукчу в свое становище, угостили китовым жиром, но отпустить обратно не
захотели. Тогда Ваксель приказал выстрелить в воздух. Алеуты от страха
упали наземь, и чукча, воспользовавшись замешательством, убежал к ялботу.
После этого лангебот и ял благополучно вернулись на пакетбот.
5 сентября к “Св. Петру”
подошли семь байдар. Алеутам сделали подарки. Те в свою очередь подарили
команде две сделанные из древесной коры шапки, к одной из которых была
прикреплена статуэтка из кости.
У Шумагинских островов “Св.
Петр” простоял, наливаясь водой, до-6 сентября. Всего было налито 52 бочки
очень плохой воды. В это время Беринг был уже настолько болен, что передал
командование Вакселю.
24 сентября около 51° с.
ш. увидели несколько островов, среди которых выделялся высокий остров,
названный “Горой Св. Иоанна” (по-видимому. остров Танага).
С 24 по 29 октября были последовательно
открыты острова Св. Маркиана (Амчитка), Св. Стефана (Кыска) и Св. Авраама
(Семичи).
4 ноября, наконец, увидели
берег, принятый за берег Камчатки. Кэтому времени почти вся команда болела
цынгой, а провизии и воды было мало. Поэтому на совете, несмотря на возражения
Дмитрия Овцына (который в чине лейтенанта командовал одним из отрядов Великой
Северной экспедиции, а затем был разжалован в матросы) решили не искать
гавани, а идти прямо к берегу. Вскоре стали на якорь у совершенно открытого
каменистого берега в расстоянии около одной версты на глубине 12 сажен.
Перепрелый якорный канат лопнул, и пакетбот понесло на берег. Бросили второй
якорь, но и его тотчас же оторвало. К счастью, как раз в это время волны
перекинули судно через гряду камней, и оно оказалось на тихой воде между
берегом и этой грядой. К 22 ноября вся команда высадилась на берег, а пакетбот
без людей оставили на якоре. Вскоре стало ясно, что моряки попали на большой
безлесный и необитаемый остров, ныне называемый островом Беринга. 28 ноября
пакетбот штормом был выброшен на отмель.
8 декабря 1841 г. умер от
цынги капитан-командор Беринг. Зимовка была очень трудной: жили в ямах,
вырытых в песке и сверху прикрытых парусами. Тем не менее было сделано
много ценных наблюдений, в особенности по биологии прилегающих вод.
Весной встал вопрос о том,
как добраться до Камчатки. Дмитрий Овцын предложил план спасения сидевшего
на мели пакетбота. Ваксель отверг этот план, решил разобрать судно и построить
новое. Это оказалось трудным уже потому, что все три плотника “Св. Петра”
умерли от цынги. Единственным человеком, кое-что понимавшим в кораблестроении,
оказался казак Савва Стародубцев, работавший на постройке обоих пакетботов.
10 августа вновь построенный
гукор “Св. Петр”, длиной 36 футов, а шириной 12 футов, был спущен на воду.
13 августа он покинул остров, названный, по предложению Хитрово, островом
Беринга, и 26 августа пришел в Петропавловск. Из 71 человека, вышедших
в плавание, 40 человек, в том числе Беринг, умерли от цынги во время плавания
и зимовки.
Чириков после разлуки с Берингом
до 23 июня пытался его найти, затем пошел сначала прямо на восток, а потом
на восток-северо-восток. 15 июля на 55°2Г с. ш. были усмотрены впереди
“высокие горы и лес”, которые признали “подлинною Америкою”. Недалеко был
замечен какой-то небольшой залив, но посланный к берегу квартирмейстер
Григорий Трубицын с восемью матросами
удобной якорной стоянки там не нашел. Так как удобная якорная стоянка была
необходима Чирикову и для пополнения запасов пресной воды и как база для
обследования берегов, то Чириков продолжал свои поиски. 17 июля, находясь
на 57°50' с. ш., Чириков еще раз. отправил лангебот, на этот раз под начальством
“флотского мастера Абрама Михайловича Дементьева с десятью человеками служителей
вооруженные на берег”. Чириков полностью полагался на Дементьева. Однако
в назначенный срок Дементьев не возвратился и не подавал никаких условных
сигналов. 23 июля на берегу, в предполагаемом месте высадки Дементьева,
с “Св. Павла” увидели огонь. Считая, что это сигнал Дементьева и что бот
не возвращается из-за поломки. Чириков созвал совет из офицеров и унтер-офицеров.
На совете было решено послать на берег на яле плотника Полковникова, конопатчика
Горяна и матроса Фадеева под начальством вызвавшегося на это дело боцмана
Сидора Савельева. Эта шлюпка также не вернулась.
25 июля были замечены две
туземные лодки, подозвать которые не удалось.
“Св. Павел” оказался в очень
трудном положении - не осталось шлюпок
ни для описи берегов, ни для пополнения запасов пресной воды, а воды оставалось
только 45 бочек.
26 июля был усмотрен хребет
Св. Ильи. 27 июля решили итти обратно. 31 июля на 58° с. ш. на северо-востоке
увидели “горы высокие, покрытые снегом”-Кенайского
полуострова, который Чириков совершенно правильно посчитал продолжением
ранее виденных им берегов.
2 августа увидели остров
Афогнак, а 6 августа остров Кадьяк. 4 сентября были усмотрены острова Уналашка,
Умнак, Херберт. 8 сентября “Св. Павел” при штиле и густом тумане услышал
шум бурунов и стал на якорь, как оказалось потом, в небольшой южной бухте
острова Адах - самого большого из Андреяновских
островов. Здесь местные жители привезли на судно немного пресной воды.
Они совершенно не обращали внимания на предлагавшиеся им безделушки, а
просили только “ножей”.
Простояв у острова двое суток,
“Св. Павел” пошел на запад, 21 сентября увидели Ближние Алеутские острова - Атту,
Агатту, Семичи. 10 октября “Св. Павел” вернулся в Петропавловск.
Обратное плавание от берегов
Америки вдоль Алеутских островов было очень тяжелым. Нехватало пищи, нехватало
пресной воды, среди команды свирепствовала цынга. Из 75 человек в Петропавловск
вернулось только 51. Пятнадцать человек вместе со штурманом Дементьевым
пропали без вести у берегов Америки. Кроме того, во время плавания умерло
от цынги девять человек, в том числе лейтенанты Иван Львович Чихачев и
Михаил Гаврилович Плаутин и астроном экспедиции Делиль
де ла Кройер. Сам Чириков был тяжело болен. С 21 сентября единственным
офицером, управлявшим судном, был Иван Фомич Елагин.
Сравнивая плавания Беринга
и Чирикова в 1741 г., Соколов писал: “... открыв американский берег полутора
сутками ранее Беринга, в долготе одиннадцатью градусами далее; осмотрев
его на протяжении трех градусов к северу, и оставя пятью днями позже, Чириков
возвратился в Камчатку - восемьградусов западнее Берингова пристанища - целым
месяцем ранее (везде подчеркнуто Соколовым), сделав те же на пути открытия
Алеутских островов; во все это время не убирая парусов и ни разу не наливаясь
водою; тоже претерпевая бури, лишения, болезни и смертность, более, впрочем,
павшую у него на офицеров, чем на нижних чинов. Превосходство во всех отношениях
разительное! По времени истинное торжество морского искусства!”
Плавания Беринга и Чирикова,
ознаменовавшиеся открытием северо-западного материкового берега Америки,
Алеутских и Командорских островов, протекали, как мы видели, чрезвычайно
тяжело: многие участники погибли. Некоторые историки приписывают жертвы,
понесенные этой экспедицией, бесполезной трате времени на отыскание мифической
“Земли Жуана да Гамы” и даже высчитывают дни, потерянные во время этих
поисков. В этом вопросе надо разобраться.
Корабли Беринга и Чирикова
вышли в море из Петропавловска 4 июня 1741 г. и подошли к берегам Северной
Америки: Чириков-15 июля, Беринг-
17 июля, потратив, таким образом, на этот путь около 42 дней.
В обратный путь, после описи
берегов Северной Америки, Чириков направился 27 июля и прибыл в Петропавловск
10 октября, потратив около 75 дней. Беринг отправился обратно 21 июля и
подошел к острову, названному впоследствии его именем, 4 ноября, потратив
на плавание с остановками около 97 дней. Такая большая разница в днях плавания
в прямом и обратном направлениях объясняется тем, что во время плавания
к Америке корабли шли с господствующими в этих местах в летнее время попутными
ветрами, а возвращались против этих ветров. Таким образом, дело здесь не
в сутках времени, потерянного на бесплодные поиски “Земли Жуана да Гамы”,
предпринятые Берингом. Дело в том, что вследствие отклонения на юг весь
прямой путь к берегам Северо-западной Америки корабли прошли по пустынной
части Тихого океана, далеко к югу от Алеутских островов.
Вспомним, что Чириков и при
организации экспедиции, и на совете перед самым выходом в плавание предлагал
искать берега Северной Америки между 50 и 65° с. ш. Предположим теперь,
что Беринг уступил бы настояниям Чирикова и 4 июня вышел бы из Петропавловска,
расположенного на 55° с. ш., не на юго-восток, а на восток. При таком курсе
и при тех же ветрах уже 9- 10 июня
Беринг и Чириков открыли бы Ближние Алеутские острова. Конечно, невозможно
делать предположения о дальнейшем плавании Беринга и Чирикова, но все же
очевидно, что экспедиция протекла бы не так болезненно.
Зиму 1741/42 г. Чириков и
его команда провели в Петропавловске. За это время, хотя здоровье людей
несколько поправилось, основательно отремонтировать пакетбот не удалось.
Взамен двух потерянных шлюпок была взята только одна. Несмотря на это,
Чириков решил снова выйти в море и “иттить к той Земле, которую мы в прошлом
741 году кампании сентября 22 дня оставили”. Здесь Чириков говорит об острове
Атту, который он, как и все увиденные им в 1741
г. острова, считал лишь выступами земли, протянувшейся от Северной Америки.
25 мая 1742 г. “Св. Петр”
перешел из Петропавловска в Авачинскую губу. Всего на судне было 67 человек,
включая самого Чирикова и единственного офицера, мичмана Ивана Елагина.
Из-за скверной погоды выйти из Авачинской губы удалось только 2 июня.
Следуя прямо на восток, 8
июня увидели землю, которую Чириков признал за остров Св. Федора (остров
Атту), уже знакомый ему по 1741 году. Прокрейсеровав вблизи острова до
16 июня и убедившись, что это действительно остров, Чириков после совета
с Елагиным и шкипером Коростелевым решил повернуть обратно. И Чириков,
и Елагин в это время были больны. 22
июня заметили остров, названный островом Св. Иулиана (это был остров Беринга),
а 23 июня увидели остров Медный... Таким образом, Чириков прошел, не подозревая
об этом, мимо острова, на котором в это время еще находились спутники Беринга.
1 июля пакетбот вернулся в Петропавловск. 12 июля “Св. Павел”, взяв в Петропавловске
вещи, принадлежавшие офицерам и матросам “Св. Петра”, а также погибшим
офицерам “Св. Павла”, вышел в Охотск.
24 июля Чириков встретил
около Второго Курильского пролива бот “Большерецк” под командой боцманмата
Кочина, от которого узнал, что во Втором проливе находится начальник Курильского
отряда экспедиции лейтенант Шпанберг. Последний сообщил Чирикову о благополучном
окончании своего похода к Японии.
16 августа “Св. Павел” вернулся
в Охотск.
Чириков был выдающимся моряком
и исследователем. В 1725 г. двадцатидвухлетним юношей он выехал из Петербурга
в составе Первой Камчатской экспедиции, вернулся в Петербург в 1730 г.,
снова выехал оттуда в 1733 г. и вернулся из Второй Камчатской экспедиции
в 1746 году. Умер Чириков в 1748 г. в возрасте 45 лет.
После себя Чириков оставил
дневник, который он вел во время путешествий по Сибири. В дневнике содержатся
очень ценные физико-географические и этнографические сведения. Около 1746
г. он составил замечательную карту, подводящую итоги исследованиям северной
части Тихого океана В том же 1746 г.
Чириков представил Адмиралтейств-коллегий ряд предложений, направленных
к развитию благосостояния и укреплению обороны наших дальневосточных окраин
и морей. Он писал о необходимости освоения открытых экспедицией Беринга-Чирикова
Алеутских и Командорских островов, богатых пушным зверем, о налаживании
торговых отношений с Америкой и Японией, о привлечении местных жителей
к изучению природных богатств Сибири. Чириков разработал также проект постройки
на дальневосточных морях торговых портов и крепостей. Он предлагал построить
укрепления на ближайших к Камчатке Алеутских островах, на ближайших к Японии
Курильских островах, в Пенжинской губе и на северной стороне устья Амура.
Последнюю задачу удалось выполнить только Геннадию Ивановичу Невельскому
через сто лет.
|