(1764-1769)
Как мы видели, привезенные
участниками экспедиции Беринга - Чирикова
сведения о пушных богатствах Алеутских островов повлекли за собой отважные
плавания сибирских промышленников и казаков. В короткое время промышленники
истощили промыслы на островах Командорских и Ближних Алеутских и, продвигаясь
все далее на восток, осваивали новые и новые районы.
В связи с этим правительство
еще в 1753 г. решило продолжить работы Беринга-Чирикова.
Руководство этим делом было поручено сибирскому губернатору Мятлеву, однако
экспедиция не состоялась.
А между тем промышленник
Степан Гаврилович Глотов и казак Савин Тимофеевич Пономарев, отправившиеся
в 1758 г. на судне “Иулиан” из Нижне-Камчатска, достигли дальних Алеутских
островов Умнака и Уналашки, привели местных жителей в русское подданство,
обложили их ясаком и с большим грузом мехов вернулись на Камчатку.
После их возвращения сибирский
губернатор Дмитрий Иванович Чичерин в 1763 г. доносил Екатерине II “о необходимости
назначения на промышленные суда морских офицеров, которые, ни в чем не
препятствуя промыслам, вели бы обстоятельные журналы и описания путешествиям”
Сведения об открываемых промышленниками
Алеутских островах заинтересовали Ломоносова.
Он доказывал необходимость
одновременной с экспедицией Чичагова посылки правительственной экспедиции
для продолжения дела Беринга-Чирикова - описи
и освоения Алеутских островов и северо-западных берегов Америки. В результате
настояний Ломоносова и Чичерина была организована экспедиция капитанов
Креницына и Левашова, настолько увязанная с экспедицией Чичагова, что были
даже разработаны особые, очень сложные сигналы для опознавания судов при
ожидаемой их встрече.
Экспедиции Креницына придавалось
такое же значение, как и экспедиции Чичагова. Ее участники еще до выхода
в море также получили разного рода поощрения. Креницын был произведен в
капитаны 2-го ранга.
Личный состав экспедиции
добрался до Охотска в октябре 1765 г., а вышли в море только 10 октября
1766 года. Задержка произошла потому, что строившиеся для экспедиции суда
были готовы только к этому сроку. Всего было назначено четыре судна: бригантина
“Св. Екатерина” - командир капитан 2-го
ранга Петр Кузьмич Креницын, гукор “Св. Павел” -
командир капитан-лейтенант Михаил Дмитриевич Левашов, галиот “Св. Павел” - командир
штурман Дудин 2-й, бот “Св. Гавриил” - командир
штурман Дудин 1-й. Первые два судна были построены в Охотске специально
для экспедиции, остальные взяты из имевшихся в Охотске.
Неудачи преследовали экспедицию
Креницына с самого начала. Уже через три дня после выхода из Охотска суда
разлучились.
Бригантина “Св. Екатерина”
22 октября подошла к Большерецку, но 24 октября штормом была выброшена
на мель и разбилась. Команда спаслась.
Гукор “Св. Павел”, подошедший
к устью Большой реки, тоже 22 октября тем же штормом был выброшен на мель.
Вся команда сошла на берег; гукор впоследствии был снят с мели. Бот “Св.
Гавриил” также дошел до Большой реки, но во время шторма (24-25
октября) был выброшен на берег.
Галиот “Св. Павел” штормовым
ветром вынесло через Первый Курильский пролив в Тихий океан и только 21
ноября Дудин 2-й подошел к Авачинской бухте, но войти в нее не смог из-за
скоплений льда. Через три дня Штормовой западный ветер вынес галиот в открытый
океан. Почти полтора месяца галиот носило по океану и 8 января 1767 г.
выбросило на скалы у Седьмого Курильского острова. Из сорока трех человек
команды тридцать погибло.
Местные жители помогли оставшимся
перезимовать. 3 августа 1767 г. все они с помощью курильцев добрались до
Большерецка.
К этому времени зимовавшая
в Болыцерецке команда Креницына починила гукор “Св. Павел”, оставшийся
под командой Левашова, и бот “Св. Гавриил”, в командование которым вступил
Креницын. Кроме того, за зиму для судов были построены две байдары. Во
время пребывания в Болыцерецке Креницын опросил казака Пономарева, спутника
Степана Глотова. Самого Глотова он вызвал из Нижне-Камчатска и взял его
с собой в плавание вместе с известным своими открытиями на Алеутских островах
мореходом Иваном Соловьевым.
17 августа оба судна вышли
из Большерецка и 6 сентября прибыли в Нижне-Камчатск. Во время перехода
выяснилось, что бот совершенно прогнил и для дальнейшего плавания не пригоден.
К счастью, в Нижне-Камчатске в это время оказался галиот “Св. Екатерина”,
которым командовал лейтенант Синдт.
Плавания лейтенанта Ивана
Синдта заслуживают упоминания. В 1741 г. юн еще гардемарином плавал вместе
с Берингом на пакетботе. “Св. Петр”. В 1764 г. сибирский губернатор Ф.
И. Соймонов поручил ему производство описи северо-западных берегов Америки.
Однако в этом году Синдт на галиоте “Св. Павел” дошел лишь до западного
берега Камчатки. В 1765 г. яа галиоте “Св. Екатерина” он обошел мыс Лопатка
и перезимовал на восточном берегу Камчатки. Только в 1766 г. Синдт вышел
на север и в течение месяца плавал около Берингова пролива, но американского
берега так и не видел. 2 сентября 1766 г. он вернулся в Нижне-Камчатск.
В 1768 г. Синдт представил составленную им карту северной части Тихого
океана, на которой показал несколько якобы открытых им, а на самом деле
не существующих островов. Несомненно им был открыт только один остров Св.
Матвея в центральной части Берингова моря. Галиот “Св. Екатерина” требовал
основательного ремонта, и потому дальнейшее плавание было отложено до следующего
года.
23 июля 1768 г. галиот “Св.
Екатерина” под командой Креницына (всего, 72 человека) и гукор “Св. Павел”
под командой Левашова (65 человек) вышли из устья Камчатки и 30 июля прошли
пролив между островами Беринга и Медным. 11 августа во время сильного ветра
и пасмурной погоды судц разлучились.
Креницын 14 августа увидел
Алеутские острова и опознал Сигуам (самый восточный из Андреяновских островов)
и Амухту (самый западный из Четырехсопочных островов). 20 августа галиот
вошел в пролив между островами Умнак и Уналашка.
Левашев с 14 по 18 августа
нанес на карту несколько восточных Андрея новских островов, но каких именно,
установить не удалось из-за большие ошибок в долготе.
20 августа Левашев прошел
мимо Корабельной скалы и отметил на своей карте несколько небольших скал.
Далее Левашев увидел Акутан-самый крупный
из островов, названных впоследствии именем Креницына. У Уналашки Левашев
встретился с Креницыным. Запасшись здесь свежей водой, оба судна подошли
к Унимаку и, обойдя его кругом, положили. этот остров на карту.
1 и 2 сентября суда осматривали
северное побережье полуострова, Аляски. Это было первое, исторически доказанное
плавание европейцев в этом районе. 5 сентября корабли разлучились и уже
не встречались до весны следующего, 1769 года.
Креницын перезимовал в заливе,
вдающемся в восточное побережье, острова Унимак. Залив этот, носивший у
нас имя Креницына, на американских картах называется бухтой Св. Екатерины.
Зимой Креницын промерил и описал Исаноцкий пролив, отделяющий Унимак от
Аляски. Преходила зимовка очень тяжело-все
болели цынгой. Из семидесяти двух человек, вышедших в плавание, шестьдесят
умерло, в том числе Дудин 1-й и первооткрыватель островов Умнака и Кадьяка
Степан Глотов.
Левашев после разлуки с Креницыным
плавал в районе Аляски, Унимака, Уналашки и 16 сентября стал на якорь в
заливе, названном им Макушинским (остров Уналашка). Этот залив, повидимому,
не показался Левашеву удобным для зимовки. Снявшись с якоря, он прошел
к Унимаку, вероятно в поисках Креницына.
6 октября Левашев вернулся
к Уналашке и стал здесь на якорь в бухте названной по имени корабля бухтой
Святого Павла (ныне Левашова), находящейся в глубине Капитанского залива.
Этот залив считается одной из лучших якорных стоянок на Алеутских островах.
Здесь зимовали русские промышленники. Большая часть команды гукора оставалась
на судне, остальные в юрте, построенной из плавника. Из-за сырости, недостатка
в топливе и пище зимовка была тяжелой. К весне двадцать семь человек были
больны цынгой, но умерло только трое. Кроме того, двое пропали без вести.
6 июня 1769 г. Левашев пришел
к месту зимовки Креницына. Если бы это не случилось, “то бы не с кем было
и судном управлять”, - писал Креницын.
23 июня галиот и гукор вышли
в море и за три дня положили на карту все острова Креницына. 26 июня суда
вновь разлучились. 29 июня 1769 г. Креницын вернулся в Нижне-Камчатск.
Левашев с 27 июня по 2 июля
плавал в районе южнее Уналашки и Умнака, повидимому в поисках здесь островов.
Затем он повернул на запад и положил на карту Четырехсопочные острова.
Пройдя между островами Амухта и Амля, Левашев подошел к Медному и, обогнув
остров Беринга, 24 августа возвратился в Нижне-Камчатск.
Зимовка в Нижне-Камчатске
в 1769/70 г. тоже оказалась трудной из-за неполучения денег и провизии.
В конце концов Креницын и Левашев организовали свой собственный рыбный
промысел и не только обеспечили обе команды питанием, но и сделали запасы
для перехода в Охотск.
4 июля 1770 г., перед самым
выходом в море, Креницын утонул в реке Камчатке. Шлюпка-однодеревка, в
которой он плыл, перевернулась на внезапно набежавшей волне.
Левашев вступил в командование
экспедицией. Командиром галиота “Св. Екатерина” он назначил штурмана Дудина
2-го. 8 июля суда вышли в море и 4 августа прибыли в Охотск, где оба судна
были сданы порту.
22 октября 1771 г., т. е.
через семь лет и четыре месяца после выезда, Левашев вернулся в Петербург.
Еще 12 марта 1771 г. он был произведен в капитаны 2-го ранга, а ровно через
месяц после возвращения в Петербург-в
капитаны 1-го ранга. Такое быстрое производство показывает, что Адмиралтейств-коллегия,
несмотря на гибель трех судов и большие потери в людях, не считала экспедицию
неудачной.
Экспедиция Креницына-Левашова
положила начало систематической съемке Алеутских островов. Правда, у нее
не было точных приборов, поэтому определения широт и, в особенности, долгот
сделаны были недостаточно верно. Кроме того, эти определения были редки,
что надо приписывать пасмурности и туманам, обычным в районе Алеутских
островов. Зато планы островов и бухт сделаны хорошо. Кроме картографических
материалов, экспедиция Креницына-Левашова
собрала и другие ценные материалы.
Так, в журнале Креницына
имеются записи о землетрясениях 15 января, 20 февраля и 15 марта 1769 года.
Это первые официальные сведения о сейсмических явлениях в районе Алеутских
островов.
Исключительный интерес представляет
описание быта алеутов, сделанное Левашовым в записке “О жителях того острова”
(острова Уналашка).Они составлены во время зимовки 1768/69 года. Эти описания ценны тем, что
они рисуют быт алеутов, в то время еще почти не испытавших влияния европейской
культуры. Записи Левашова лишены всяких прикрас, и в них совершенно отсутствует
то презрение, которым наполнены описания малых народов западными европейцами
XVIII-XX веков.
К своему журналу Левашев
приложил еще три статьи: “Описание острова Уналашки”, “О промысле российских
людей на острове Уналашка разного рода лисиц” и “О ясаке”.
Насколько интересны были
результаты экспедиции Креницына-Левашева,
свидетельствует хотя бы то, что в конце XVIII в. вышло по крайней мере
шесть изданий материалов этой экспедиции на четырех языках.
Экспедиция Креницына-Левашова,
понятно, не смогла охватить описью все Алеутские острова. Поэтому отдельные
промышленники и, в особенности, штурманы промысловых судов продолжали составлять
собственные карты посещенных ими районов. |