(1775 - 1795)
Основной причиной, увлекавшей
многих русских промышленников в трудные и опасные плавания на Командорские
и Алеутские острова, была надежда на быстрое обогащение. Однако во время
этих плаваний было собрано много географических сведений.
О том, в каких условиях в
те времена проходили плавания частных лиц на Алеутские и Курильские острова,
свидетельствует приводимая ниже красочная выписка из статьи известного
историка русского мореплавания А. П. Соколова:
“По следам Беринга и Чирикова
пустились сибирские купцы к берегам Америки, к Курильским и Алеутским островам
для добывания пушных зверей и казаки для сбора ясака. Чудное мореплавание!
Без карт, без инструментов, с одним компасом - иногда
и без компаса - совершались продолжительные
плавания по морям безызвестным. Не было ни материалов для прочного скрепления
судов, ни знания для постройки их, ни даже командиров, умеющих управлять
ими: управляли сами купцы, казаки, матросы и впоследствии штурмана, по
большей части нетрезвые и незнающие. Строили как-нибудь, плавали на авось,
приставали где прилучится, и волей и неволей открывали новые земли, иногда
по несколько раз одну и ту же. Многие суда пропадали в море, многие разбивались
у берегов; люди гибли от голода, жажды, суровости климата и цынги, носпасавшиеся привозили богатые
грузы шкурок пушных зверей и возбуждали на новые подвиги”
Среди плаваний к Алеутским
островам выделяется плавание в 1797 г. судна “Зосима и Савватий”, принадлежавшего
компании купца Киселева. Командовал судном бывший боцманмат Сапожников,
никогда раньше в этих местах не бывавший.
Судно, выйдя из Охотска в
августе 1797 г., направилось на остров Уналашку. Выйдя через один из Курильских
проливов в Тихий океан, стали править к Алеутским островам, так, чтобы
оказаться севернее их, а затем плыть в виду берегов. Однако судно оказалось
южнее Алеутских островов, и промышленники, считая себя, по невежеству кормчего,
севернее, начали спускаться к югу, с целью “перехватить” Алеутские острова.
В ночное время, чтобы не наткнуться на острова, правили на восток.
Так как в северной части
Тихого океана в сентябре-октябре господствуют
северо-западные ветры и соответствующие течения, то, вероятно, судно сильно
снесло к юго-востоку. Некоторые историки сообщают, что мореплаватели спустились
к югу так далеко, что от солнечного тепла растапливалась смола. В ноябре
неожиданно увидели землю. А. Кошеваров считает, что это была Америка
Вскоре берег накрыло туманом,
и судно штормом отбросило в море. Вслед затем заштилело.
Потерявшие всякую веру в
своего командира мореплаватели решили плыть по ветру, куда бы он ни дул.
К счастью для них, вскоре
подули господствующие в это время года у северо-западных берегов Америки
южные ветры. Судно понесло на север и в конце концов оно оказалось у острова
Шуяк - самого северного из островов группы
Кадьяк. Здесь злосчастным мореплавателям оказал помощь промышленник Еремин.
Ф. Кошеваров отвел судно
на Уналашку и, как говорит его сын А. Ф.Кошеваров, “в своих записках сохранил
нам эту повесть чудного плавания - может
быть не однажды тогда повторявшегося...”
Но дело было не только в
таком неупорядоченном мореплавании. Дело в том, что наряду с отважными
промышленниками, описывавшими новые острова и земли и приобщавшими островитян
к более высокой русской культуре, на Алеутские и Курильские острова проникали
буйные искатели легкой наживы и приключений. “Порох и водка” были единственными
средствами их общения с местными жителями. Они не признавали над собой
никакой власти - да фактически никакой
власти в то время на Алеутских островах и не было. Они грабили островитян,
а бывало и так, что одна шайка грабила другую.
Найдя лежбище котов и морских
бобров, они забивали зверя без всякого расчета, часто гораздо больше, чем
могли обрабатывать. В результате сотни, тысячи, а иногда и десятки тысяч
ценных шкурок сгнивали, а богатейшие промысловые угодья оскудевали. Этому
во что бы то ни стало надо было положить конец.
В 1775 г. в Охотск приехал
рыльский купец Григорий Иванович Шелихов. Здесь он сразу принял деятельное
участие в организации промыслов на Алеутских островах.
Шелихов был не только предприимчивым
купцом. Обладая незаурядными способностями, он понимал, что настоящее освоение
и поднятие культуры и богатства Алеутских островов и близлежащих районов
Северной
Америки возможно только на
основе постоянных русских поселений, на основе тщательного изучения этих
районов и упорядочения промыслов, уже приходивших в то время в упадок.
Кроме того, надо было наладить отношения с местными жителями. Недостаток
сведений об Алеутских островах и самая непрочность прав России на владение
ими подали Шелихову мысль положить более тесную связь между тем краем и
его отечеством. С этой целью он решил сам отправиться на Алеутские острова
и на берега Северной Америки
Шелихову удалось увлечь своими
планами, сулившими большие выгоды, богатых иркутских купцов Ивана Илларионовича
и Михаила Сергеевича Голиковых и организовать первую постоянную, сравнительно
мощную купеческую компанию.
16 августа 1783 г. на трех
построенных им галиотах “Три Святителя”, “Симеон Богоприимец и Анна Пророчица”
и “Архистратиг Михаил” Шелихов вышел из устья реки Урак, впадающей в Охотское
море, к острову Беринга. Галиотом “Три Святителя”, на котором плыл сам
Шелихов с женой и двумя детьми, командовал штурман Герасим Алексеевич Измайлов.
Галиот “Архистратиг Михаил”, под командой штурмана Олесова, к острову Беринга
самовольно не пошел и соединился с Шелиховым лишь в 1786 году.
После тяжелой зимовки на
острове Беринга два галиота экспедиции Шелихова отправились к Алеутским
островам и, зайдя по пути в Капитанскую гавань на острове Уналашка, 3 августа
1784 г. пришли к острову Кадьяк в бухту, названную по имени судна гаванью
“Трех Святителей”. Здесь были построены крепость и поселение, ставшие на
двадцать лет. центром “Русской Америки”.
На острове Кадьяк Шелихов
провел около двух лет. Сначала отношение местных жителей-коняг - было
крайне неприязненным, но вскоре Шелихову удалось установить с ними добрососедские
отношения, привлечь многих из них на службу в его компании, создать школу
для обучения детей. Кроме того. Шелихов прилагал много труда для приобщения
местного населения к русской культуре, приведения в российское подданство
и, при желании, - в христианство.
Одновременно Шелихов очень
заботился об изучении Русской Америки. Он послал несколько партий, состоящих
из русских, алеутов с Лисьих островов и коняг, для осмотра острова Афогнак,
пролива между островом - Кадьяк и Аляской и Кенайского залива, на которых
были устроены укрепления. Оставляя Кадьяк, Шелихов поручил своему преемнику
Константину Алексеевичу Самойлову один галиот посылать “плавать по длине
(между меридианами) от
40 до 75°, считая от Охоцкого меридиана... а по ширине (между параллелями) от 60 до 40°”. Другой галиот Самойлов должен был посылать “к
северу при зближении там двух частей света для сыскания неизвестных мест
и островов”
22 мая 1786 г. Шелихов на
галиоте “Три Святителя” покинул Кадьяк. Он взял с собой около 40 островитян,
пожелавших ознакомиться с Россией и подучиться ремеслам. Часть их побывала
даже в Иркутске.
В 1787 г. Шелихов возвратился
в Россию и вместе со своим компаньоном И. И. Голиковым доложил Екатерине
II результаты своих исследований и работ, а также свой проект монопольной
частной компании для дальнейшего освоения Русской Америки. В проекте предусматривалось
расширение те территории и развитие торговли с прилежащими странами. Эта
компания, по мнению Шелихова, должна была состоять “под высочайшим покровительством”.
Последнее Шелихов считал необходимым для предотвращения самоуправства местных
сибирских властей.
В том же 1787 г. он написал
отчет о своем пребывании в Русской Америке под заглавием “Записка Шелихова
странствования его в Восточном море”. Эта записка была напечатана со значительными
дополнениями в 1791 г. под заглавием “Российского купца именитого рыльского
гражданина Григория Ивановича Шелихова первое странствование с 1783 по
1787 г. из Охотска по Восточному океану к Американским берегам”.
В то же время Шелихов не
переставал посылать все новые и новые экспедиции для описания и открытия
новых промысловых районов. Из этих экспедиций особого внимания заслуживает
плавание штурмана Гавриила Логиновича Прибылова на судне “Св. Георгий”,
организованное на средства Шелихова и якутского купца Лебедева-Ласточкина.
В 1786 г., поднявшись к северу
от Лисьих островов на судне “Св. Георгий”, Прибылов открыл на 57° с. ш.
остров Св. Георгия.
На следующий год промышленные
люди открыли к северу от него еще один остров, названный островом “Св.
апостолов Петра и Павла”, по случаю дня их памяти (теперь - остров
Св. Павла). Эти богатые промыслами острова Шелихов назвал Прибыловскими.
В 1792 г. была напечатана
еще одна книга “Российского купца Григория Шелихова продолжение странствований,
отраженного (посланного)галиота “Трех Святителей” под водительством двух штурманов Измайлова и
Бочарова в 1788 г.”. Сам Шелихов в этом плавании участия не принимал. Во
время этого плавания был открыт северный материковый берег залива Аляска
от полуострова Кенай до бухты Литуя, в частности залив Якутат (Беринга).
В дальнейшем Шелихов организовал еще несколько купеческих
компаний, охвативших своей деятельностью все Алеутские острова. В этих
компаниях он играл ведущую роль.
Кроме упорядочения дел в Русской Америке, Шелихов мечтал
о развитии торговли с Китаем, Японией, Кореей, Индией, Филиппинами и с
Калифорнией.
Громадные барыши, извлекаемые купеческими компаниями в
Русской Америке, привлекали внимание иностранцев. Возникла необходимость
защиты поселений и промыслов. В 1785 г. для исследования наших дальневосточных
окраин была организована экспедиция Биллингса-Сарычева.
В 1786 г. было решено построить на Охотском море порт и послать из Балтийского
моря на Дальний Восток отряд из пяти военных судов под командой капитана
1-го ранга Григория Ивановича Муловского, но из-за начавшейся войны с Турцией
и ожидавшейся войны со Швецией это мероприятие не было осуществлено.
В 1795 г. на 48-м году жизни
в расцвете сил Шелихов умер.
Через четыре года его мечты
об увеличении богатства и влиянии России на Дальнем Востоке сбылись. Все
отдельные промышленные компании, работавшие на Алеутских островах и в Северо-западной
Америке, в 1799 г. объединялись в единую, пользовавшуюся особым покровительством
правительства “Российско-американскую компанию”. Это случилось при достойном
преемнике Шелихова - Александре Андреевиче
Баранове, но все же создателем Российско-американской компании справедливо
считается Григорий Иванович Шелихов. |