Р-11ФМ
Год
принятия на вооружение - 1959 |
Стартовый
вес - 5,47 т |
Забрасываемая
масса - 975кг |
Длина - 10,3 м |
Диаметр ракеты -
0,88 м |
Тип
двигательной установки - ЖРД |
Количество
ступеней - 1 |
Тип
системы управления - инерциальная |
Тип
головной части - МГЧ |
Максимальная
дальность стрельбы - 150 км |
Тип
амортизации ракеты - рычажно-пружинная |
Вид
предстартовой подготовки - ручная |
Положение ПЛ при пуске ракеты - надводное |
Волнение
моря при старте ракеты - до 5 баллов |
Тип
подводной лодки - 611, 629 |
Количество
ракет на ПЛ - от 2 до 3 шт |
26 января 1954 года
вышло совместное постановление ЦК КПСС
и Совмина СССР <О проведении
проектно-экспериментальных работ по
вооружению подводных лодок
баллистическими ракетами дальнего
действия и разработке на базе этих
работ технического проекта большой
подводной лодки с реактивным
вооружением> (тема <Волна>). Главным
конструктором подводной лодки был
назначен Н.Н. Исанин, ответственным за
разработку ракеты - С. П. Королев.
По началу С. Королев не верил в
возможность осуществления подводного
старта ракеты, на чем настаивали
моряки. Слишком новым и не изученным
был этот вопрос. С целью наработки
экспериментальных данных был выполнен
пуск ракеты из шахты специальной
конструкции, который закончился
неудачей. Моряки, в частности
капитан-инженер 2 ранга П.Н. Марута,
ознакомившись с результатами
эксперимента, заявили, что с научной
точки зрения он поставлен некорректно.
И хотя моряки продемонстрировали
Королеву успешные пуски моделей ракет
из шахт, как сухих, так и заполненных
водой, Сергей Павлович решил не
рисковать.
В ОКБ-1, занятом работами по
межконтинентальным ракетам, решили
пойти по пути адоптации уже созданных и
испытанных ракет к новым условиям.
Посоветовавшись с кораблестроителями,
королевцы занялись модернизацией
оперативно-тактической ракеты Р-11М,
имевшей подходящие размеры для
размещения на выбранных в качестве
возможных носителей подводных лодках.
Такой подход позволял уложиться в
заданные сроки, но не мог обеспечить
создание нового эффективного оружия,
что и подтвердилось в последствии.
Летные испытания ракеты, получившей на
флоте обозначение Р-11ФМ, начались в
начале 1955 года на полигоне Капустин
Яр. Первоначально ракеты запускались с
неподвижной пусковой установки, а затем
с качающегося стенда, имитировавшего
волнение моря в 5 ... 6 баллов. Стенд
представлял из себя вертикальную шахту
с комплексом необходимых систем и
приборов. Испытания продолжались до
августа. Не обошлось без проблем. Ряд
пусков закончились неудачно. За это
время полностью подтвердилось мнение о
безопасности для подводной лодки старта
ракеты с жидкостным двигателем.
11 сентября 1955 года на первой
ракетной подводной лодке Б-67 был
поднят Военно-морской флаг. Первый
выход на ракетную стрельбу назначили на
пятый день после вступления лодки в
строй. В обстановке глубокой
секретности, ночью с 14 на 15 сентября,
на борт Б-67 была доставлена ракета. На
лодку прибыли Исанин и Королев, а также
представители промышленности и морского
полигона. Уже после того, как лодка
легла на боевой курс, на катере прибыл
и поднялся на борт адмирал Л.А.
Владимирский, временно исполнявший в то
время обязанности заместителя главкома
ВМФ по кораблестроению и вооружению.
Чтобы обеспечить точную стрельбу,
недалеко от поселка Ненокса были
установлены створные знаки,
обеспечивавшие выполнения задачи
прицеливания. На воде, в точке старта,
установили буй. За час до намеченного
времени старта началась подготовка
ракеты к пуску. 17 часов 32 минуты 16
сентября 1955 года из акватории Белого
моря, впервые в мире, с борта подводной
лодки, находившейся в надводном
положении, успешно стартовала
баллистическая ракета. Как вспоминал
впоследствии командир лодки Ф.И.
Козлов, все страшно волновались. У
Сергея Павловича Королева,
руководившего подготовкой ракеты к
старту, и отдавшему команду на пуск,
пот градом катился со лба. В таком же
состоянии прибывали и остальные
руководители испытаний. Вскоре пришло
донесение с боевого поля - ракета,
пролетев 250 км, приземлилась, точность
стрельбы в заданных пределах. Всего
1955 году с Б-67 было произведено
восемь пусков. Позднее, из торпедных
лодок в ракетные было перестроено еще
пять единиц (проект АВ-611), которые до
1967 года использовались как опытовые и
учебные.
Ракета Р-11ФМ выполнена
одноступенчатой, с несущими топливными
баками из стального сплава. При ее
проектировании и строительстве были
использованы новейшие достижения в
области ракетостроения и металлургии.
Применение легких и прочных материалов
позволило снизить вес ракеты до 5,5 т.
На ракете устанавливался маршевый
жидкостный ракетный двигатель,
компоненты топлива в камеру сгорания
которого подавались не турбонасосным
агрегатом, а вытеснительной системой. В
качестве компонентов топлива
применялись керосин Т-1 и азотная
кислота АК-20, воспламенение которых
обеспечивалось специальным пусковым
горючим. Баки ракеты заправлялись в
базе перед выходом на боевое
патрулирование. Для этих целей был
создан специальный комплекс наземных
средств.
Система управления ракеты решала задачи
управления дальностью и обеспечивала
устойчивость движения ракеты в полете.
Она включала в себя автомат
стабилизации, автомат управления
дальностью, коммутационную аппаратуру и
источники питания. Невысокие
характеристики инерциальной системы
управления ракеты, а также
навигационной системы лодки, служившей
для определения ее местоположения в
момент старта, не позволили достигнуть
достаточно хорошей точности стрельбы и
КВО составило около 3 км. В качестве
органов управления полетом были
применены газоструйные рули. Дальность
полета не превышала 160 км.
Ракета комплектовалась неотделяемой в
полете моноблочной головной частью с
ядерным зарядом мощностью 10 кт. При
встрече ракеты с целью должно было
сработать взрывное устройство и
обеспечить подрыв специального заряда
головной части.
Стрельба ракетами могла быть
осуществлена только при нахождении
лодки в надводном положении, при
волнении моря до 4 ... 5 баллов и
скоростях хода 8 ... 12 узлов.
Подготовка к старту ракет
осуществлялась в подводном положении,
на что уходило до двух часов. Пуск
первой ракеты мог быть произведен через
5 минут после всплытия подводной лодки.
За это время пусковой стол с ракетой
поднимался на уровень верхнего среза
шахты.
Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и
ракетного комплекса Д-1 продлилась до
конца 1958 года, а в феврале 1959
состоялось решение о принятии на
вооружение подводных лодок, оснащенных
этим комплексом. Кроме указанных выше,
этой ракетой, до принятия на вооружение
БРПЛ (баллистическая ракета подводных
лодок) Р-13, оснащались ракетные лодки
проекта 629.
С принятием комплекса Д-1 с ракетой
Р-11ФМ на вооружение Советский Союз
стал первой страной, в составе
подводных сил которой находились
ракетные подводные лодки с
баллистическими ракетами.
С 1958 по 1967 год было произведено 77
пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было
признано успешными. Неудачных пусков
было 18 (7 - из-за ошибок личного
состава, 3 - по причинам отказа систем
ракет, причины остальных определить не
удалось). Ракетный комплекс Д-1 был
снят с вооружения в 1967 году. |