Р-13
Год
принятия на вооружение - 1960 |
Стартовый вес - 13,74 т |
Забрасываемая масса - 1597 кг |
Длина
- 11,8 м |
Диаметр
ракеты - 1,3 м |
Тип двигательной установки - ЖРД |
Количество ступеней - 1 |
Тип
системы управления - инерциальная |
Тип головной части - МГЧ |
Максимальная дальность стрельбы - 600 км |
Тип
амортизации ракеты - рычажно-пружинная |
Вид
предстартовой подготовки - ручная |
Положение ПЛ при пуске ракеты -
надводное |
Волнение
моря при старте ракеты - до 5 баллов |
Тип
подводной лодки - 629,658 |
Количество ракет на ПЛ - 3 шт |
Работы по ее
созданию в августе 1956 года поручили
тогда еще молодому конструктору В.П.
Макееву, не так давно пришедшему в
ОКБ-1. У него были все задатки крупного
и талантливого руководителя и, когда
правительство решило организовать новое
специализированное КБ по проектированию
баллистических ракет для подводных
лодок, С.П. Королев рекомендовал его
кандидатуру в качестве главного
конструктора. В последствии коллектив
этого конструкторского бюро стал
основным разработчиком баллистических
ракет морского базирования.
К работам над проектом этой ракеты в
новом бюро (СКБ-385) приступили в
середине 1956 года. Ракета Р-13
проходила летные испытания с июня 1959
по март 1960 года. На полигоне Капустин
Яр был оборудован специальный комплекс,
имитировавший подводную лодку в море, с
которого провели 19 пусков (15
успешных). Затем с борта подводной
лодки проекта 629 по программе
совместных испытаний выполнили еще 13
запусков (11 успешных), после чего 13
октября 1961 года ракетный комплекс Д-2
с ракетой Р-13 был принят на
вооружение.
Р-13 - одноступенчатая баллистическая
ракета с маршевым двигателем на жидком
топливе. Топливные баки были выполнены
несущими и образовывали топливный
отсек. Компоненты топлива -
самовоспламеняющиеся при взаимном
контакте окислитель - раствор
четырехокиси азота в концентрированной
азотной кислоте, горючее ТГ-2 - смесь
ксилидина и триэтиламина. Бак
окислителя заправлялся в базе, перед
выходом подводной лодки на боевую
службу, а бак горючего - в море из
цистерн лодки непосредственно в ходе
предстартовой подготовки. Сделано это
было для повышения взрывобезопасности
ракет.
Двигательная установка ракеты включала
пятикамерный жидкостный ракетный
двигатель с тягой 25,7 т. Он имел
центральную и четыре рулевые камеры
сгорания, и выполнялся по открытой
схеме.Инерциальная система управления
предназначалась для отработки начальных
возмущений при старте с подводной лодки
и вывода ракеты на заданную траекторию
полета, стабилизации и программного
управления ракетой, определения момента
отделения головной части. Она
обеспечивала точность стрельбы (КВО) 4
км.
Р-13 несла отделяемую в полете
моноблочную головной часть с
термоядерным зарядом мощностью в 1 Мт,
что позволяло наносить удары по
площадным целям. Головная часть
снабжалась стабилизаторами.
Конструкция ракеты и пусковой установки
позволяла производить старт ракеты с
верхнего среза шахты в надводном
положении лодки при скорости хода до 15
узлов, по любому курсовому углу и при
волнении моря до пяти баллов.
В состав комплекса Д-2 входили три
пусковые установки шахтного типа,
корабельные приборы управления ракетной
стрельбой и специальные системы.
Приборы навигационных систем корабля
обеспечивали подготовку ракетной
стрельбы, выдавая в ракетный комплекс
данные о месте, скорости и курсе, углах
качки подводной лодки.
Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть
запущена только из надводного положения
(время предстартовой подготовки
составляло 15 - 20 минут), что
значительно снижало боевую ценность
новых подводных лодок. И даже большая
унификация конструкции с Р-5М, что
удешевляло производство, в данном
случае не играла заметной положительной
роли. Советская ракета Р-13 по всем
основным показателям уступала созданной
несколько раньше американской БРПЛ
<Поларис-А1>.
Ракеты Р-13 состояли на вооружении
дизельных подводных лодок проекта 629А
и атомной - проекта 658 до 1973 года и
уступили свое место более совершенным
представителям своего класса. За это
время было проведено 311 пусков этих
ракет, из которых 225 признано
успешными. 38 пусков оказались
неудачными из-за отказов систем ракеты
и стартового оборудования, а еще 38 -
из-за ошибок личного состава. Причины
10 неуспешных пусков установлены не
были. |