Р-21
Год
принятия на вооружение - 1963 |
Стартовый вес - 19,63 т |
Забрасываемая масса - 1179 кг |
Длина - 14,2 м |
Диаметр ракеты - 1,3 м |
Тип двигательной установки - ЖРД |
Количество ступеней - 1 |
Тип системы управления -
инерциальная |
Тип головной части - МГЧ |
Максимальная дальность стрельбы -
1420 км |
Тип амортизации ракеты - рычажно-пружинная |
Вид предстартовой подготовки -
ручная |
Положение ПЛ при пуске ракеты - подводное |
Волнение моря при старте ракеты -
до 5 баллов |
Тип подводной лодки - 629А,
658М |
Количество ракет на ПЛ - 3 шт |
Уже к концу 50-х
годов стало ясно, что пуск ракет из
надводного положения в водах,
контролируемых противолодочными силами
противника, боевые возможности которых
неуклонно возрастали, крайне опасен для
подводной лодки. Требовалось создать
ракету с подводным стартом.
Следует отметить, что хотя первая
баллистическая ракета была запущена с
борта советской подводной лодки, первый
подводный пуск БРПЛ провели американцы.
20 июля 1960 с борта ПЛАРБ <Джорж
Вашингтон>, находившейся на глубине 30
м, успешно стартовала ракета
<Поларис-А1> и пролетела 1800 км. 15
ноября этого же года американская ПЛАРБ,
оснащенная 16 такими ракетами, вышла на
первое свое боевое патрулирование,
опередив на несколько лет советскую
лодку с серийными ракетами Р-21.
Работы по ее созданию были заданы
постановлением Совета Министров от 17
марта 1959 года. Она должна была
поступить на оснащение дизельных
ракетных лодок проекта 629 и атомных -
проекта 658М. Разработку поручили
СКБ-385, которое возглавил молодой
талантливый конструктор Виктор Петрович
Макеев. Предстояло решить массу
проблем, связанных с обеспечением
надежного старта ракеты из под воды.
На первом этапе исследований физики
явлений, имеющих место при подводном
старте, на Черном море выполнялись
бросковые пуски прототипов ракет с
погружаемого стенда. На втором этапе
использовалась погружаемый плавстенд и
дизельная подводная лодка С-229, на
которой оборудовали одну шахтную
пусковую установку для пусков
прототипов будущей ракеты. В период с
мая 1960 по октябрь 1961 года было
выполнено шесть пусков ракет К-1.1 со
стенда и три с борта подводной лодки. В
ходе пусков С-229 находилась на
глубинах 40 ... 50 м и двигалась со
скоростью 2,6 ... 3,5 узла.
Успешные бросковые испытания
прототипов, а также завершение
отработки различных систем ракетного
комплекса, получившего обозначение Д-4,
позволили перейти к этапу
летно-конструкторских испытаний. Для
ускорения завершения работ, в чем были
очень заинтересованы руководители ВМФ и
промышленности, решено было объединить
несколько этапов (летно-конструкторские
и войсковые) и провести совместные
испытания. Главком ВМФ для выполнения
этой программы выделил дизельную
подводную лодку К-102 проекта 629Б из
состава Северного флота.
Первый пуск ракеты Р-21 из подводного
положения состоялся 24 февраля 1962
года. Всего в ходе испытаний было
выполнено 27 пусков ракет. Они
позволили отработать надежный и
безопасный подводный старт ракет.
Комплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят
на вооружение постановлением Совмина
СССР от 15 мая 1963 года.
По своему техническому уровню Р-21 была
значительным шагом вперед, но, к
сожалению, только по сравнению со
своими советскими предшественницами.
Она была выполнена одноступенчатой, с
несущими топливными баками и отделяемой
головной частью. Баки были разделены
межбаковым пространством и вместе с
приборным и хвостовым отсеками
представляли цельносварную конструкцию.
На ракете был установлен
четырехкамерный жидкостный ракетный
двигатель. Все его камеры сгорания были
выполнены отклоняемыми в определенной
плоскости, что позволяло создавать
управляющие усилия в полете.
Автономная инерциальная система
управления с улучшенными
характеристиками предназначалась для
управления выходом ракеты на
поверхность при старте с подводной
лодки и вывода ее на заданную
траекторию полета, стабилизации и
программного управления ракетой,
определения момента отделения головной
части. Она обеспечила КВО точек падения
в пределах - 2,8 км.
Ракета оснащалась отделяемой головной
частью с термоядерным зарядом.
Дальность полета составляла 1300 км при
оснащении головной частью мощностью в 1
Мт и около 1450 км - с мощностью 0,8
Мт. Главным достоинством ракеты было
то, что ее можно было запускать с
глубины до 60 м, при скорости хода
лодки 2 ... 4 узла и волнении моря до
пяти баллов.
При предстартовой подготовке ракеты
осуществлялся предварительный наддув
баков, затем шахта заполнялась водой из
специальных цистерн подводной лодки.
После заполнения шахты водой
осуществлялось выравнивание давления в
ней с забортным и открывалась крышка
шахты. Управление движением ракеты на
подводном участке и выход на
программную траекторию происходил за
счет работы маршевого ЖРД.
В состав комплекса Д-4 входили: три
шахтные пусковые установки; комплекс
корабельных счетно-решающих приборов
управления стрельбой, аппаратура и
системы подводной лодки, обеспечивающие
подготовку, контроль и пуск ракет;
системы, обеспечивающие нормальную
эксплуатацию при хранении и боевом
использовании ракет.
Ракетный комплекс Д-4 с БРПЛ Р-21
устанавливался в 1966 - 1972 годах в
ходе плановой модернизации на дизельные
лодки проекта 629А (всего
переоборудовано 14 единиц) и
непосредственно при достройке - на
атомные лодки проекта 658М. Так как
ракета Р-21 имела большие размеры
пришлось несколько изменить обводы
ограждения для размещения в них новых
пусковых установок. С левой стороны
ограждения была установлена
телескопическая мачта. Заменялась и
часть электронного оборудования на
более совершенное. Так, например, были
установлены система корабельных
счетно-решающих приборов управления
стрельбой, навигационный комплекс,
позволявший непрерывно определять
текущие географические координаты и
вырабатывать текущие значения углов
бортовой и килевой качки лодки.
Головная лодка К-88 была поставлена на
переоборудование в августе 1964 года на
завод <Звезда> в Северодвинске. 22
декабря 1966 года она вышла на
государственные испытания. В их ходе
было выполнено два пуска ракет, которые
были оценены, как успешные. В следующем
году К-88 была отправлена на боевое
патрулирование.
Ракетный комплекс Д-4 оказался
достаточно надежным и простым в
эксплуатации. Ракета находилась на
вооружении почти 20 лет В разное время
на боевой службе находилось 21
подводная лодка с 63 ракетами этого
типа на борту. За это время было
выполнено 228 пусков ракет Р-21, из
которых 193 признаны успешными. 19
пусков были неудачными из-за отказов
систем ракет, а 11 - из-за ошибок
личного состава и отказов
обеспечивающих систем. |