Военно-морской флот России


Стратегическая крылатая ракета П-5

Описание Фотографии  
     

Крылатая ракета П-5, созданная в ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея, стала первой ракетой с автоматическим раскрывающимся после старта крылом . Все разработанные ранее КР (как отечественные так и зарубежные) требовали предстартовой подготовки: сборки ракеты, раскрывание крыла и т.д. Все эти мероприятия увеличивали время подготовки к старту, а следовательно время нахождения ПЛ в надводном положении. КР со сложенным крылом размещалась в контейнере небольшого диаметра, длина которого ненамного превышала длину самой ракеты. Такой ракетный контейнер мог быть размещен и на НК, и на ПЛ, и на колесном или гусеничном шасси. Герметичный ракетный контейнер, заполненный азотом исключал влияние внешней среды на ракету.

Существует несколько версий того, как Челомею пришла идея ракеты с раскрывающимся в полёте крылом. По одной версии его осенило, когда он рывком раскрыл створки окна в гостинице, по другой - когда увидел  птицу, вылетающую из дупла, и т.д. Сейчас уже не возможно установить так ли это было в действительности или это просто красивый вымысел. Достоверно известно лишь  то, что над автоматом раскрыва крыла (АРК) конструкторы работали с 1951 года, и только через 5 лет удалось создать удовлетворительно работающий автомат. Крылатая ракета имела нормальную самолётную аэродинамическую - схему оживальную схему носовой и хвостовой части корпуса, нижнее расположение подфюзеляжного воздухозаборника маршевого двигателя, верхнее расположение стреловидного крыла, цельноповоротное горизонтальное оперение, смещенное к низу хвостовой части корпуса, нижерасположенное вертикальное оперение (киль) с рулем направления. Крыло конструктивно выполнялось складывающимся при размещении в контейнере пусковой установки и автоматически раскрывающимся после старта при помощи мощного гидравлического автомата АРК-5.

Стрельба осуществлялась из пускового контейнера поднятого на 15° по отношению к горизонту. Старт осуществлялся при помощи двух мощных твердотопливных ускорителей общей тягой 36,6 т. Сразу же после выхода ракеты из контейнера раскрывались крылья. Через 2 секунды отработавшие ускорители сбрасывались и ракета двигалась при помощи маршевого турбореактивного двигателя КРД-26 общей тягой 2250 кг. ТРД КРД-26 был разработан в НИИ-26 под руководством Сорокина. Скорость полёта незначительно превышала скорость звука. Дальность и скорость полёта зависели от температуры окружающего воздуха. Так, при предельных температурах, допускаемых таблицами стрельбы, +40 и -24° С дальность составляла 650 и 431 км, а средняя скорость 338 и 384 м/с соответственно. При нормальных же условиях (+20 °С) дальность была 574 км, а средняя скорость - 345 м/с.

Система управления ракеты включала в себя автопилот АП-70А с автоматом курса и гировертикалью, счетчик времени полета, а также барометрический высотомер, который ограничивал минимальную высоту полета ракеты приблизительно 400 м. Правда, уже в 1959 году начались опыты с ракетой П-5СН, оборудованной радиовысотомером РВ-5М. Но в серию пошли П-5 с барометрическим высотомером. Следовательно, после старта ракета не имела связи с подводной лодкой («выстрелил и забыл»).

При стрельбе на полную дальность расчетное вероятное отклонение по дальности и боковое составляли + 3000 м (При стрельбе на максимальную дальность 80% ракет должны были попадать в круг радиусом 3 км, а остальные - вне его.). Естественно, что при столь малой точности, стрельба на максимальную дальность ракетой снаряженной обычной БЧ не имела ни какого смысла.

Вес боевой части был 800-1000 кг. Боевая часть фугасная или специальная РДС-4. Первоначально тротиловый эквивалент спецзаряда составлял 200, а затем 650 кт.

Первый этап лётных испытаний СКР П-5 проводился с 4 августа 1957 года по март 1958 года в Балаклаве. Стрельба производилась с плавучего стенда 4А  из контейнера СМ-49. Первый пуск 28 августа 1957 года был неудачен, второй тоже, третий и четвертый оказались успешными.

Согласно постановлению СМ № 1457-809 от 8 августа 1955 года началось переоборудование дизельной торпедной ПЛ пр.613 (С-146) в опытную ПЛ для испытания КР комплекса П-5. Для установки ракеты и аппаратуры обеспечения с лодки сняли запасные торпеды, торпедопогрузочное оборудование и артиллерийское вооружение. Транспортно-пусковой ракетный контейнер установили на палубе надстройки в диаметральной плоскости, в корму от ограждения рубки. В положении «по-походному» контейнер располагался горизонтально, а в боевом положении - поднимался на угол 15°.

Основные ТТХ СКР П-5

  Длина
 11.2 м
 Диаметр корпуса
 0.9 м
 Размах крыла
 2.5 м
 Стартовая масса
 5200 кг
 Скорость полета
 1.2 М
 Высота полета 
 800 м
 Дальность полета
 500 км 

Управление всеми механизмами контейнера, связанными с приведением его из походного положения в стартовое и обратно, осуществлялась дистанционно с пульта управления, расположенного в первом отсеке подводной лодки. Стрельба производилась в надводном положении при волнении моря до 4-5 баллов и при скорости хода подводной лодки до 8-10 узлов. Ракета хранилась полностью снаряжённая с пристыкованными твердотопливными ускорителями и не требовала после погрузки в контейнер никакого обслуживания. Стрельба в нос осуществлялась поверх ограждения рубки. В надстройке в районе действия газовых струй от стартовых двигателей крылатой ракеты устанавливался отбойник.  Контейнер диаметром в свету 1,65 м и длиной около 12 м имел с обоих торцов открывающиеся крышки с резиновыми уплотнениями и кремальерными затворами, обеспечивающими герметичность контейнера до предельной глубины погружения. Подъем контейнера и его стопорение, открытие и закрытие крышек, крепление ракеты «по-походному» производились при помощи корабельной системы гидравлики. Первые два пуска ракет П-5 с подводной лодки С-146 были проведены в Белом море вблизи Северодвинска 22 и 29 ноября 1957 года. Всего с 28 августа 1957 года до января 1959 года состоялся 21 пуск СКР П-5. В мае-июне 1962 года лодка С-146 была проверена на взрывостойкость. Испытания показали, что амортизация контейнера недостаточна, и ее было рекомендовано усилить. После испытаний Главком ВМФ приказал восстановить лодку С-146 по проекту 613.

Согласно постановлению  СМ № 685-313 от 19 июня 1959 года комплекс П-5 был принят на вооружение ВМФ.

Первым серийным лодками вооруженными КР П-5 стали ДПЛ пр.644 переоборудованные из ДПЛ пр.613. Технический проект модернизации торпедной ПЛ пр.613 разрабатывался в ЦКБ-18 на основании постановления СМ от 25 августа 1955 года. Система управления стрельбой «Север-А644У» спроектирована в НИИ-303 (главный конструктор С. Ф. Фармаковский). Модернизация лодки происходила без изменения прочного корпуса.

Контейнеры для хранения и пуска ракет были спарены в одном блоке и устанавливались на палубе надстройки, в корму от ограждения рубки. Стрельба велась против движения лодки. Подводной лодке следовало для стрельбы ракетами лечь на обратный курс. Это неудобство было вызвано невозможностью  расположить контейнеры с ракетами в нос от ограждения рубки из-за сравнительно малых размеров ПЛ. При подготовке к старту контейнерный блок поднимался на угол 15° при помощи гидроподъемника, действовавшего от корабельной системы гидравлики. С обоих торцов каждый контейнер закрывался крышками, имевшими резиновое уплотнение. Открытие и закрытие крышек осуществлялось с помощью гидравлических приводов. В стартовом положении контейнеры удерживались гидравлическими стопорами. Крылатые ракеты хранились в контейнерах полностью заправленными, с боевой частью и с пристыкованным стартовым агрегатом. От передвижения внутри контейнера они удерживались устройством крепления по-походному, управляемым дистанционно изнутри лодки, и с задним раскреплением, которое снималось автоматически при старте.

Использование ракетного комплекса П-5 на подводной лодке проекта 644 возможно при волнении моря до 4-5 баллов, при скорости лодки до 15 узлов и скорости ветра любого направления до 10 м/с. Залповая стрельба не предусматривалась. При пуске одной ракеты, вторая оставалась в контейнере с закрытыми крышками. Недостаточный боезапас (всего две КР) и малая автономность (как у ДПЛ проекта 613)  были неудовлетворительными и совместным решением ВМФ и МСП в апреле 1957 года ЦКБ-112 было поручено создать проект подводной лодки пр.665 с четырьмя ракетами П-5 в неподвижных контейнерах, установленных наклонно к палубе, под углом, равным стартовому. За основу вновь была ДПЛ пр.613. Ракеты П-5 размещались в четырех стационарных контейнерах, установленных симметрично диаметральной плоскости, с постоянным углом возвышения 14°, жестко скрепленных между собой и корпусом подводной лодки. Контейнеры располагались в нос от прочной рубки в общем с ней ограждении. Стационарная установка контейнеров, исключавшая необходимость их подъема перед запуском крылатых ракет, по сравнению с подъемными оказалась более надежной в действии, имела меньший вес, сокращала время подготовки к старту, упрощала устройства для подвода кабелей и труб, обеспечивала более высокую точность установки контейнеров относительно корпуса подводной лодки. Ступенчатое взаиморасположение контейнеров, реализованное впервые в практике подводного кораблестроения, сокращайте расстояние между ними, упрощало конструкцию погрузочных устройств и позволяло разместить контейнеры с меньшим возвышением над прочным корпусом. Стрельба при надводном положении подводной лодки могла производиться одиночными ракетами и залпом по цели двумя или даже четырьмя ракетами при любых комбинациях последовательности их выхода из контейнеров. По проекту 665 было переделано шесть подводных лодок.

В дальнейшем были разработаны  и строились специализированные ПЛ вооруженные ракетами  П-5 ДПЛРК пр.651, АПЛРК пр.659 и пр.675.

Еще до принятия на вооружения ракеты П-5 в ОКБ-52 начались работы по различным модернизациям этой ракеты. Так, в 1959 году был сделан эскизный проект ракеты П-5РГ с радиолокационной головкой самонаведения (РГС) для стрельбы по надводным кораблям. В 1962 году проводились летные испытания ракет П-5 с противорадиолокационным покрытием ХВ-10, некий прообраз «стелс».

Ракета П-5 имела и ряд недостатков: надводный старт ракеты, малая точность стрельбы (что при стрельбе по площадям частично компенсировалось наличием спецбоеприпаса), полет ракеты мог происходить только над ровной местностью (без гор и возвышенностей), имелись также ограничения по направлению и скорости ветра.

Частично эти недостатки были устранены при модернизации П-5, проведенной в ОКБ-52 в 1958-1962 годах. Система управления ракеты «Берег» (автопилот АП-70Д) была дополнена доплеровским измерителем пути и сноса ракеты в полете, что в значительной мере ослабило ее зависимость от метеорологических условий и улучшило в 2-3 раза точность стрельбы. В состав бортовой аппаратуры управления был введен высокоточный радиовысотомер РВ-5М, что позволило снизить высоту полета ракеты над морем до 250 м. Модернизированная ракета получила индекс П-5Д и прошла летные испытания с сентября 1959 года по июль 1961 года. Постановлением СМ от 2 марта 1962 года комплекс П-5Д был принят на вооружение.

 Для испытаний комплекса П-5Д подводная лодка С-162 проекта 644 была переоборудована в проект 644-Д. Эти работы начинались на заводе «Красное Сормово» в августе 1960 года и закончились на достроечной базе в г. Северодвинске в январе 1961 года. В октябре-декабре 1961 года были проведены государственные совместные испытания комплекса П-5Д на С-162 в объёме девяти пусков. По их результатам комплекс П-5Д был рекомендован к принятию на вооружение.