Стратегическая крылатая ракета П-5
Крылатая
ракета П-5, созданная в ОКБ-52
под руководством В. Н. Челомея, стала первой ракетой с автоматическим раскрывающимся
после старта крылом . Все разработанные ранее КР (как отечественные так
и зарубежные) требовали предстартовой подготовки: сборки ракеты, раскрывание
крыла и т.д. Все эти мероприятия увеличивали время подготовки к старту,
а следовательно время нахождения ПЛ в надводном положении. КР со сложенным
крылом размещалась в контейнере небольшого диаметра, длина которого ненамного
превышала длину самой ракеты. Такой ракетный контейнер мог быть размещен
и на НК, и на ПЛ, и на колесном или гусеничном шасси. Герметичный ракетный
контейнер, заполненный азотом исключал влияние внешней среды на ракету. Существует несколько версий
того, как Челомею пришла идея ракеты с раскрывающимся в полёте крылом.
По одной версии его осенило, когда он рывком раскрыл створки окна в гостинице,
по другой - когда увидел птицу, вылетающую из дупла, и т.д. Сейчас
уже не возможно установить так ли это было в действительности или это просто
красивый вымысел. Достоверно известно лишь то, что над автоматом
раскрыва крыла (АРК) конструкторы работали с 1951 года, и только через
5 лет удалось создать удовлетворительно работающий автомат. Крылатая ракета
имела нормальную самолётную аэродинамическую - схему оживальную схему носовой
и хвостовой части корпуса, нижнее расположение подфюзеляжного воздухозаборника
маршевого двигателя, верхнее расположение стреловидного крыла, цельноповоротное
горизонтальное оперение, смещенное к низу хвостовой части корпуса, нижерасположенное
вертикальное оперение (киль) с рулем направления. Крыло конструктивно выполнялось
складывающимся при размещении в контейнере пусковой установки и автоматически
раскрывающимся после старта при помощи мощного гидравлического автомата
АРК-5. Стрельба осуществлялась из пускового
контейнера поднятого на 15° по отношению к горизонту. Старт осуществлялся
при помощи двух мощных твердотопливных ускорителей общей тягой 36,6 т.
Сразу же после выхода ракеты из контейнера раскрывались крылья. Через 2
секунды отработавшие ускорители сбрасывались и ракета двигалась при помощи
маршевого турбореактивного двигателя КРД-26 общей тягой 2250 кг. ТРД КРД-26
был разработан в НИИ-26 под руководством Сорокина. Скорость полёта незначительно
превышала скорость звука. Дальность и скорость полёта зависели от температуры
окружающего воздуха. Так, при предельных температурах, допускаемых таблицами
стрельбы, +40 и -24° С дальность составляла 650 и 431 км, а средняя скорость
338 и 384 м/с соответственно. При нормальных же условиях (+20 °С) дальность
была 574 км, а средняя скорость - 345 м/с. Система управления ракеты включала
в себя автопилот АП-70А с автоматом курса и гировертикалью, счетчик времени
полета, а также барометрический высотомер, который ограничивал минимальную
высоту полета ракеты приблизительно 400 м. Правда, уже в 1959 году
начались опыты с ракетой П-5СН, оборудованной радиовысотомером РВ-5М. Но в
серию пошли П-5 с барометрическим высотомером. Следовательно, после старта
ракета не имела связи с подводной лодкой («выстрелил и забыл»). При стрельбе на полную дальность
расчетное вероятное отклонение по дальности и боковое составляли + 3000
м (При стрельбе на максимальную дальность 80% ракет должны были попадать
в круг радиусом 3 км, а остальные - вне его.). Естественно, что при столь
малой точности, стрельба на максимальную дальность ракетой снаряженной
обычной БЧ не имела ни какого смысла. Вес боевой части был 800-1000
кг. Боевая часть фугасная или специальная РДС-4. Первоначально тротиловый
эквивалент спецзаряда составлял 200, а затем 650 кт.
Первый этап лётных испытаний СКР П-5 проводился с 4 августа 1957 года по март 1958 года в Балаклаве.
Стрельба производилась с плавучего стенда 4А из контейнера СМ-49.
Первый пуск 28 августа 1957 года был неудачен, второй тоже, третий и четвертый
оказались успешными. Согласно постановлению СМ №
1457-809 от 8 августа 1955 года началось переоборудование дизельной торпедной ПЛ пр.613 (С-146) в опытную ПЛ для испытания КР комплекса П-5. Для установки
ракеты и аппаратуры обеспечения с лодки сняли запасные торпеды, торпедопогрузочное
оборудование и артиллерийское вооружение. Транспортно-пусковой ракетный
контейнер установили на палубе надстройки в диаметральной плоскости, в
корму от ограждения рубки. В положении «по-походному» контейнер располагался
горизонтально, а в боевом положении - поднимался на угол 15°.
Основные ТТХ СКР П-5
Длина |
11.2 м
|
Диаметр корпуса |
0.9 м
|
Размах крыла |
2.5 м
|
Стартовая масса |
5200 кг
|
Скорость полета |
1.2 М
|
Высота полета |
800 м
|
Дальность полета |
500 км
|
Управление всеми механизмами контейнера,
связанными с приведением его из походного положения в стартовое и обратно,
осуществлялась дистанционно с пульта управления, расположенного в первом
отсеке подводной лодки. Стрельба производилась в надводном положении при
волнении моря до 4-5 баллов и при скорости хода подводной лодки до 8-10
узлов. Ракета хранилась полностью снаряжённая с пристыкованными твердотопливными
ускорителями и не требовала после погрузки в контейнер никакого обслуживания.
Стрельба в нос осуществлялась поверх ограждения рубки. В надстройке в районе
действия газовых струй от стартовых двигателей крылатой ракеты устанавливался
отбойник. Контейнер диаметром в свету 1,65 м и длиной около 12 м
имел с обоих торцов открывающиеся крышки с резиновыми уплотнениями и кремальерными
затворами, обеспечивающими герметичность контейнера до предельной глубины
погружения. Подъем контейнера и его стопорение, открытие и закрытие крышек,
крепление ракеты «по-походному» производились при помощи корабельной системы
гидравлики. Первые два пуска ракет П-5 с подводной лодки С-146 были проведены
в Белом море вблизи Северодвинска 22 и 29 ноября 1957 года. Всего с 28
августа 1957 года до января 1959 года состоялся 21 пуск СКР П-5. В мае-июне
1962 года лодка С-146 была проверена на взрывостойкость. Испытания показали,
что амортизация контейнера недостаточна, и ее было рекомендовано усилить.
После испытаний Главком ВМФ приказал восстановить лодку С-146 по проекту
613.
Согласно постановлению СМ № 685-313 от 19 июня 1959 года
комплекс П-5 был принят на вооружение ВМФ. Первым серийным лодками вооруженными
КР П-5 стали ДПЛ пр.644 переоборудованные
из ДПЛ пр.613. Технический проект
модернизации торпедной ПЛ пр.613 разрабатывался в ЦКБ-18 на основании
постановления СМ от 25 августа 1955 года. Система управления стрельбой «Север-А644У»
спроектирована в НИИ-303 (главный конструктор С. Ф. Фармаковский). Модернизация
лодки происходила без изменения прочного корпуса. Контейнеры для хранения и пуска
ракет были спарены в одном блоке и устанавливались на палубе надстройки,
в корму от ограждения рубки. Стрельба велась против движения лодки. Подводной
лодке следовало для стрельбы ракетами лечь на обратный курс. Это неудобство
было вызвано невозможностью расположить контейнеры с ракетами в нос
от ограждения рубки из-за сравнительно малых размеров ПЛ. При подготовке
к старту контейнерный блок поднимался на угол 15° при помощи гидроподъемника,
действовавшего от корабельной системы гидравлики. С обоих торцов каждый
контейнер закрывался крышками, имевшими резиновое уплотнение. Открытие
и закрытие крышек осуществлялось с помощью гидравлических приводов. В стартовом
положении контейнеры удерживались гидравлическими стопорами. Крылатые ракеты
хранились в контейнерах полностью заправленными, с боевой частью и с пристыкованным
стартовым агрегатом. От передвижения внутри контейнера они удерживались
устройством крепления по-походному, управляемым дистанционно изнутри лодки,
и с задним раскреплением, которое снималось автоматически при старте. Использование ракетного комплекса
П-5 на подводной лодке проекта 644 возможно при волнении моря до 4-5 баллов,
при скорости лодки до 15 узлов и скорости ветра любого направления до 10
м/с. Залповая стрельба не предусматривалась. При пуске одной ракеты, вторая
оставалась в контейнере с закрытыми крышками. Недостаточный боезапас
(всего две КР) и малая автономность (как у ДПЛ проекта 613) были
неудовлетворительными и совместным решением ВМФ и МСП в апреле 1957 года
ЦКБ-112 было поручено создать проект подводной лодки
пр.665 с четырьмя ракетами П-5 в неподвижных контейнерах, установленных
наклонно к палубе, под углом, равным стартовому. За основу вновь была ДПЛ
пр.613. Ракеты П-5 размещались в четырех стационарных контейнерах, установленных
симметрично диаметральной плоскости, с постоянным углом возвышения 14°,
жестко скрепленных между собой и корпусом подводной лодки. Контейнеры располагались
в нос от прочной рубки в общем с ней ограждении. Стационарная установка
контейнеров, исключавшая необходимость их подъема перед запуском крылатых
ракет, по сравнению с подъемными оказалась более надежной в действии, имела
меньший вес, сокращала время подготовки к старту, упрощала устройства для
подвода кабелей и труб, обеспечивала более высокую точность установки контейнеров
относительно корпуса подводной лодки. Ступенчатое взаиморасположение контейнеров,
реализованное впервые в практике подводного кораблестроения, сокращайте
расстояние между ними, упрощало конструкцию погрузочных устройств и позволяло
разместить контейнеры с меньшим возвышением над прочным корпусом. Стрельба
при надводном положении подводной лодки могла производиться одиночными
ракетами и залпом по цели двумя или даже четырьмя ракетами при любых комбинациях
последовательности их выхода из контейнеров. По проекту 665 было переделано
шесть подводных лодок.
В дальнейшем были разработаны
и строились специализированные ПЛ вооруженные ракетами П-5 ДПЛРК
пр.651, АПЛРК пр.659 и пр.675. Еще до принятия на вооружения
ракеты П-5 в ОКБ-52 начались работы по различным модернизациям этой ракеты.
Так, в 1959 году был сделан эскизный проект ракеты П-5РГ с радиолокационной
головкой самонаведения (РГС) для стрельбы по надводным кораблям. В 1962
году проводились летные испытания ракет П-5 с противорадиолокационным покрытием
ХВ-10, некий прообраз «стелс».
Ракета П-5 имела и ряд недостатков:
надводный старт ракеты, малая точность стрельбы (что при стрельбе по площадям
частично компенсировалось наличием спецбоеприпаса), полет ракеты мог происходить
только над ровной местностью (без гор и возвышенностей), имелись также
ограничения по направлению и скорости ветра.
Частично эти недостатки были устранены при модернизации П-5,
проведенной в ОКБ-52 в 1958-1962 годах. Система управления ракеты «Берег»
(автопилот АП-70Д) была дополнена доплеровским измерителем пути и сноса ракеты в
полете, что в значительной мере ослабило ее зависимость от метеорологических
условий и улучшило в 2-3 раза точность стрельбы. В состав бортовой аппаратуры
управления был введен высокоточный радиовысотомер РВ-5М, что позволило снизить
высоту полета ракеты над морем до 250 м. Модернизированная ракета получила
индекс П-5Д и прошла летные испытания с сентября 1959 года по июль 1961 года.
Постановлением СМ от 2 марта 1962 года комплекс П-5Д был принят на вооружение. Для испытаний комплекса П-5Д
подводная лодка С-162 проекта 644 была переоборудована в проект 644-Д.
Эти работы начинались на заводе «Красное Сормово» в августе 1960 года и
закончились на достроечной базе в г. Северодвинске в январе 1961 года.
В октябре-декабре 1961 года были проведены государственные совместные испытания
комплекса П-5Д на С-162 в объёме девяти пусков. По их результатам комплекс
П-5Д был рекомендован к принятию на вооружение. |