Противокорабельная крылатая ракета П-70 "Аметист"
Первой в мире крылатой ракетой с
подводным стартом стала КР П-70 "Аметист". Её разработка
началась на основании постановления Совета Министров № 363-170 от 1 апреля
1959 года. Разработкой ракеты занимались:
- ОКБ-52 Государственного комитета по авиационной
технике; головной по ракете
- КБ-2 Государственного комитета по оборонной технике; топливо головная БЧ
обычного типа
- ЦКБ-34; разработка стартовых установок для плавстенда и ПЛ (главный
конструктор Б.Г. Бочков).
- НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности; разработка
системы управления КР (главный конструктор Б.А. Митрофанов).
- НИИ-3; разработка ГАК "Рубин", предназначенного
для выдачи целеуказания КР (главный конструктор Н.Н. Свиридов).
КР "Аметист" оснащалась твердотопливным двигателем
293-П. Он имел двухшашечную схему с тремя боковыми скошенными
полуутопленными соплами. Масса литевого топлива марки ЛТС-2КМ составляла
1040 кг. Помимо маршевого двигателя ракета имела четыре стартовых
двигателя подводного хода, четыре стартовых двигателя для воздушной
траектории и два двигателя отброса. Все они работали на баллистическом
порохе НМФ-2. Вес ракеты составлял 2900 кг, длина корпуса 7 м и диаметр
0.55 м. Ракета могла снаряжаться фугасно-кумулятивной БЧ 4Г-66 (масса
около 100 кг) или специальной БЧ. Старт производился из предварительно
затопленного контейнера ("мокрый старт") с глубины 30-40 м. Контейнер
располагался под углом к горизонту. Проблема
вертикального старта разработчиком так и не была решена, что сделало
невозможным размещение ракетных контейнеров в прочном корпусе ПЛ. После
выхода ракеты из пускового контейнера сразу же раскрывались крылья и
запускались стартовые двигатели подводного хода. В момент выхода ракеты на
поверхность запускались сначала стартовые двигатели для воздушной
траектории, а затем и маршевый. Высота полета составляла 60 м, скорость
0.9 М. Интересно что ПКР проектировалась для двух режимов дальности
стрельбы: 40-60 км и 80 км. Реально же максимальная дальность полёта не
превышала 70 км.
Основные ТТХ СКР П-70
Длина |
7.0 м |
Диаметр |
0.55 м |
Стартовая масса |
2900 кг* |
Скорость полёта |
0.95 М |
Дальность полёта |
80 км** |
Высота полёта |
60 м |
* В других источниках указана масса 3700 кг
** Реально не превышала 70 км
В рамках проекта в ЦКБ-34 были спроектированы пусковые
установки:
- СМ-101 для плавстенда,
- СМ-107 для для опытной ДПЛ пр.613АД,
- СМ-97 для ПЛАРК пр.661,
- СМ-97А для ПЛАРК пр.670А.
Эскизный проект был закончен к концу 1959 года. В
августе и сентябре 1960 года были проведены бросковые испытания. Первый
пуск из подводного положения был осуществлен 24 июня 1964 с плавстенда в
Балаклаве. Для дальнейших испытаний в 1963-64 гг. на заводе № 444 ПЛ С-299
(пр.613) была переоборудована по проекту 613АД. В период с июля по декабрь
1964 с С-299 было осуществлено 6 пусков. Три ракеты попали в цель, два
пуска были признаны неудачными. С марта 1965 года по сентябрь 1966 года на
Черном море с лодки пр.613А было произведено 13 пусков. Испытания признаны
успешными. В октябре-ноябре 1967 года на СФ с ПЛАРК пр.670 было
произведено 10 пусков. Два одиночных, два двухракетных залпа и один
четырехракетный залп. Постановлением СМ от 3 июня 1968 года КР "Аметист"
был принят на вооружение и получил индекс П-70 (4К66).
После старта ракета была полностью автономна
("выстрелил и забыл"). Управление ракетой осуществляла бортовая система
управления "Тор". Она включала в себя: автопилот, радиовысотомер,
аналоговую вычислительную машину и радиолокационную головку самонаведения.
Вычислительное устройство на основе полученных от головки самонаведения
данных самостоятельно выбирала цель из числа обнаруженных. Распределение
целей происходило на основе анализа энергетических характеристик
отраженных от целей сигналов и их пространственного расположения. Алгоритм
позволял выделить к примеру место авианосца в АУГ. ПКР "Аметист" были
вооружены ПЛАРК
пр.661 и
пр.670. Небольшая дальность полёта позволила осуществлять целеуказание
средствами самой лодки. Кроме того небольшое подлётное время и скорость
близкая к звуковой повышали вероятность преодоления рубежей
противоракетной обороны противника.
Малая дальность полёта и невозможность запуска из
надводного положения всё же являлись серьёзными недостатками. В дальнейшем
на базе КР "Аметист" ОКБ-52 разработало ракету П-120 "Малахит" с
увеличенной дальностью полёта и возможность надводного пуска. |