Год
принятия на вооружение - 1983 |
Стартовый вес - 90,1 т |
Забрасываемая масса - 2550 кг |
Длина - 16,0 м |
Диаметр ракеты - 2,4 м |
Тип двигательной установки - РДТТ |
Количество ступеней - 3 |
Тип системы управления
- астроинерциальная |
Тип головной части - РГЧ |
Максимальная дальность стрельбы -
межконтинентальная |
Тип амортизации ракеты - амортизационная
ракетно-стартовая система |
Вид предстартовой подготовки -
автоматизированная |
Положение ПЛ при пуске ракеты -
подводное и надводное |
Волнение моря при старте ракеты -
всепогодный пуск ракеты |
Тип подводной лодки - 941 |
Количество ракет на ПЛ - 20 шт |
В период с 1971 года по 1983 год был разработан и принят на вооружение
тяжелых атомных крейсеров проекта 941 комплекс Д-19 с баллистической ракетой Р-39. По
установившейся традиции комплекс получил псевдоним "Тайфун", a ракета РСМ-52.
Как и все модификации комплекса Д-9, новый комплекс был создан в КБ Макеева.
Р-39 имеет три ступени с твердотопливными двигателями. В состав боевой части входит десять боеголовок и
жидкостный реактивный двигатель, обеспечивающий индивидуальное наведение головки на цель.
В шахте подводной лодки ракета находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной системой
на пусковой ствол (опорное кольцо), расположенный в верхней части шахты. Ракетно-стартовая система обеспечивает амортизацию
ракеты, герметизацию полости шахты и безопасность ракеты для подводной лодки. Старт ракеты из "сухой" шахты обеспечивается
пороховым аккумулятором давления, размещенным на днище шахты в сопле двигателя первой ступени.
В момент старта специальные заряды твердого топлива, расположенные на амортизационной ракетно-стартовой
системы, создают газоструйную защиту в виде каверны, которая существенно уменьшает воздействие любого набегающего потока на ракету
на ходу подводной лодки. Команда на запуск двигателя первой ступени подается в момент выхода ракеты из шахты.
После выхода из воды ракета в целях обеспечения безопасности уводится в сторону от подводной лодки, с ракеты
снимается специальными двигателями стартовая система и также уводится в сторону. Корпуса двигателей обеих ступеней изготовлены из
композиционного материала методом намотки нитей тина "кокон". Система управления имела аппаратуру астрокоррекции.
Отработка ракеты началась с бросковых испытаний полномасштабных макетов пусками с плавстенда и
экспериментальной подводной лодки К-153 проекта 629, переоборудованной по проекту 619 с одной шахтой. Всего запущено 9 ракет с
плавстенда и 7 с подводной лодки. Эти испытания позволили отработать подводный и надводный старт из ”сухой" шахты под пороховым
аккумулятором давления.
На совместных летных испытаниях с наземного стенда были запущены 17 ракет. Больше половины пусков были
неудачными из-за недоработки двигателей первой и второй ступеней. После устранения недостатков начались пуски ракет с головной
подводной лодки типа "Акула": из тринадцати одиннадцать признаны успешными.
После окончания совместных летных испытаний комплекс Д-19 с ракетой Р-39 и головной крейсер ТК-208 проекта 941
подвергли интенсивной эксплуатации, но положительным результатам которой комплекс Д-19 был в 1984 году принят на вооружение.
В 1985 г. начались работы по модернизации комплекса, направленные на повышение его эффективности. Боевой блок
был заменён на более совершенный, расширена зона разведения боевых блоков.