Самолет Бе-103
Длина самолета
- 10,65 м |
Длина самолета с метеолокатором - 10,863 м |
Высота самолета на
стоянке - 3,757 м |
Клиренс - 0,295 м |
Максимальная
ширина фюзеляжа - 1,35 м |
Пассажирская
(грузовая) кабина - длина - 3,65 м ; - ширина - 1,25 м ; - высота -
1,23 м ; максимальные размеры грузов (длина) - 2,5 м |
Крыло -
размах - 12,72 м ; общая площадь - 25,1м2 ; площадь центроплана
- 8,64 м2 ; площадь консолей - 16,46 м2 |
Шасси -
колея - 2,27 м ; база 4,055 м |
Хвостовое оперение
- Вертикальное: высота - 2,7 м ; стреловидность - 28,65° ; площадь - 4,4 м2
: Горизонтальное : размах - 3,9 м ; стреловидность - 11,1° ; площадь - 3,68
м2 |
Двигатель
- масса снаряженного к работе - 163,35 кг ; максимальная мощность двигателя
при 2800 об/мин - 210 л.с. |
Максимальный запас
топлива - 245 кг |
Масса
- максимальная рулёжная - 2280 кг ; максимальная взлётная - 2270 кг ;
максимально допустимая посадочная - 2270 кг ; полезной нагрузки (груз+топливо)
- 510 кг ; пустого снаряженного самолета - 1760 кг ; пустого самолёта -
1660 кг |
Нагрузка
- максимальная коммерческая - 385 кг |
Эксплуатационная высота полёта - 500 -
3000 м |
Скорость
крейсерского полёта на высоте 3000 м - экономическая 220 км/час ;
- максимальная 250 км/час |
Дальность полета с
запасом топлива на борту 245 кг - высота полета 500 м - 1180 км ; -
высота полета 3000 м - 1100 км |
Дальность полёта
при нормальной заправке топливом 149 кг - 590 км |
Продолжительность
полёта при максимальной заправке топливом - 6,8 час |
Мореходность
(высота волны) - 2 балла (0,5 м) |
НАЗНАЧЕНИЕ: Легкий многоцелевой
самолет-амфибия Бе-103 предназначен для использования на линиях малой
протяженности в различных районах Сибири и Дальнего Востока, северных районах
европейской части России; а также в различных районах мира, особенно в
прибрежных и островных государствах Юго-Восточной Азии, Океании, Австралии,
Северной и Латинской Америки, имеющих протяженные прибрежные районы: регионы с
большим количеством рек, озер, мелких водоемов, труднодоступные для других видов
транспорта.
Самолет базовой конфигурации может выполнять полеты днем по
Правилам визуальных полетов (ПВП, VFR). В вариантах конфигурации при установке
дополнительного пилотажно-навигационного оборудования самолет получает
возможность выполнять полеты по правилам полетов по приборам (ППП, IFR), при
установке дополнительного противообледенительного оборудования - полеты в
условиях обледенения.
МОДИФИКАЦИИ: Самолет-амфибия Бе-103 предназначен для
широких областей применения:
-
грузо-пассажирские перевозки;
-
оказание срочной медицинской помощи;
-
противопожарный надзор лесоохраны;
-
оперативный контроль экологического состояния акваторий, при
необходимости с посадкой для взятия проб воды;
-
обеспечение аварийно-спасательных работ на воде;
-
патрулирование морских границ и экономической зоны;
-
отдых и туристский бизнес;
В базовой конфигурации самолета предусматриваются
конструкционные элементы, необходимые для установки дополнительного оборудования
в условиях серийного производства Бе-103.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА: Силовая установка самолета состоит из двух авиационных
поршневых шестицилиндровых двухрядных оппозитных четырехтактных двигателей
внутреннего сгорания модели ТСМ 10-360 ES4 (взлетная мощность 210 л.с.)
воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива в цилиндры,
оборудованных "мокрым" картером и системой смазки под давлением, разработки и
производства фирмы "Teledyne Continental Motors Aircraft Product" (США).
Двигатели закреплены на моторамах и расположены в обтекаемых гондолах, с
тянущими трёхлопастными реверсивными воздушными винтами изменяемого шага
MTV-12-D-C-F-R(M)/CFR183-17 фирмы "MT-Propeller GmbH" (Германия). Диаметр винта
1.83м. Двигатели установлены таким образом, что обеспечена защита воздушных
винтов от воды крылом при движении самолета на воде.
Топливо (авиационный бензин) размещается на самолете в двух
баках-отсеках, расположенных в левой (бак №1) и правой (бак №2) частях
центроплана и расходных баках, расположенных в пилонах двигателей. Заправка
топливом предусмотрена через заливные горловины каждого бака.
Головки цилиндров и топливный насос двигателя имеют внешние
топливные дренажи, которые объединены общей дренажной системой СУ самолета через
контрольный клапан для предотвращения загрязнения и уменьшения давления в
коллекторе.
Система запуска двигателей электрическая. В качестве
источника электроэнергии используются бортовые аккумуляторы, обеспечивающие три
попытки запуска, или наземный источник электроэнергии. Запуск двигателя и
включение системы зажигания производится стандартным выключателем зажигания,
встроенным в замок зажигания, путем поворота ключа.
САМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Рабочее место пилота
представляет собой удобное, регулируемое по росту кресло, приборную доску,
центральный пульт с органами управления силовой установкой, ручку и педали
управления самолетом. Возможна установка второго комплекта основных органов
управления самолетом для второго пилота.
Радио и пилотажно-навигационное оборудование:
Пилотажно-навигационное оборудование (ПНО) самолета Бе-103 соответствует
требованиям Сертификационного Базиса и предназначено для обеспечения во всем
диапазоне высот и скоростей ручного самолетовождения на внутренних и зарубежных
воздушных линиях с выполнением действующих навигационных требований на всех
этапах полета, в любое время суток и года, в простых и сложных метеоусловиях.
ПНО позволяет определить положение самолёта относительно земли, скорость его
движения, направление и высоту полета, скорость изменения высоты и скольжения.
Все визуальные приборы и пульты управления размещены на приборной доске, на
верхнем и боковых пультах в кабине пилотов.
Система электроснабжения: В составе СЭС (система
электроснабжения) имеются основные и аварийные источники электроэнергии.
Основные источники электроэнергии - два генератора постоянного тока ТСМ 653344
фирмы "Teledyne Continental Motors" номинальной мощностью 1,7кВт (70А) каждый,
установленные на двигателях и аварийный источник - аккумуляторная батарея
F20/17H1CT-2 фирмы "VARTA" ёмкостью 17А.ч. При отказе одного
из генераторов, мощности работающего достаточно для электропитания всех
потребителей. Аккумуляторная батарея применяется на земле для автономного
запуска двигателей и в полете для питания приемников первой категории при отказе
двух генераторов. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: Самолет-амфибия
Бе-103 представляет собой моноплан с низко расположенным, водоизмещающим
трапециевидным крылом с корневыми наплывами, цельно поворотным горизонтальным
оперением и трёх опорным шасси с передней опорой. Реализация концепции
водоизмещающего крыла с возможностью глиссирования на трех точках (редан, правая
и левая задние кромки крыла) дает существенный выигрыш в устойчивости движения
по воде и повышении мореходности. Профиль крыла в районе стыка лодки и
центроплана имеет уплощенную нижнюю поверхность, соответствующую профилю
NACA-4410 с плавным переходом к стыку центроплана и консоли. Консоль имеет
постоянный профиль NACA-2412M, модифицированный в области носика, с утолщенной
задней кромкой, на консольной части крыла размещен фиксированный предкрылок.
Конструкция агрегатов планера клепаная, выполнена из
алюминиевых сплавов с применением специальных мер антикоррозионной защиты (в
связи с эксплуатацией самолета в морских условиях) и из композиционных
материалов на основе стеклонаполнителей. Планер конструктивно выполнен в виде
неразъемного агрегата, состоящего из лодки, средней части крыла(СЧК), киля,
пилонов двигателей и отъемных агрегатов: отъёмных частей крыла(ОЧК),
стабилизатора, руля направления и мотогондол.
КОМПОНОВКА: Компоновка самолета выполнена с учетом требований
эргономики, эксплуатационной технологичности, норм летной годности, а также
создания комфортных условий для пассажиров и экипажа.
Лодка и крыло самолета разделены водонепроницаемыми
переборками на изолированные отсеки для обеспечения непотопляемости на плаву.
В носовом отсеке размещена передняя опора шасси и механизмы
её уборки/выпуска. На верхней поверхности отсека установлена рамочная антенна
радиокомпаса. В передней части отсека по требованию заказчика возможна установка
РЛС (радиолокационная станция).
В кабине самолета базового грузопассажирского варианта
расположены рабочее место пилота и кресла для пассажиров. Установлено 6 кресел
по 2 в ряду с узким центральным проходом (200мм), шаг кресел 1220мм и 860мм. В
задней части кабины оборудован багажный отсек объемом 0,8 м3.
В передней части кабины слева находится входной люк размерами
1300х900 мм с откидывающей вверх крышкой люка. Симметрично ему на правом борту
находится аварийный люк. В остекленной крышке входного люка выполнена форточка
размерами 180 х 110мм. Для входа и выхода из кабины на земле и плаву в левом
носке центроплана предусмотрен встроенный трап.
Под каждым креслом размещен надувной жилет МК-20(SV) для
аварийного покидания на плаву. На рабочем месте пилота установлена аварийная
радиостанция и ручной огнетушитель. В передней части кабины размещено морское
оборудование: якорь-кошка, линь с бросательным концом, багор и др.
Задняя стенка кабины отделяет кабину от багажного отсека. В
задней части багажного отсека размещены блоки системы электроснабжения и узел
регулирования температуры системы обогрева кабины.
В подпольных отсеках кабины расположены тяги и качалки
системы управления самолетом, проводка управления двигателями, электрожгуты и
трубопроводы системы обогрева и вентиляции кабины, а также трубопроводы
гидросистемы.
В СЧК (средняя часть крыла) находятся ниши левой и правой
опор шасси, баки топливной системы.
Вдоль передней кромки консолей крыла установлены неподвижные
предкрылки.
В носовой части левой и правой отъёмных частей ОЧК установлены
посадочно-рулежные фары. В законцовках крыла размещены аэронавигационные огни.
На нижней поверхности ОЧК имеются узлы для швартовки самолета на земле.
Переоборудование самолета в другие варианты осуществляется в
заводских условиях.
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ: Первый полёт самолёт Бе-103 выполнил 15 июля 1997 года. В
настоящее время на Таганрогском Испытательном Комплексе проходят лётные и
статические испытания трех прототипов. Первый полёт второго прототипа состоялся
17 ноября 1997 года. На КНААПО построен самолёт-демонстратор Бе-103,
оборудованный зарубежной авионикой, который выполнил первый полет в
Комсомольске-на-Амуре 19 февраля 1999 года.
Ведутся испытания статического и повторно-статического
образцов. Выполнены все основные случаи по нагрузке шасси, имитирующие посадку
на бетонную и грунтовую ВГШ, и лодки - при посадке на воду. Ведутся
дополнительные испытания по нагрузке крыла с предкрылком.
После окончания испытаний и получения Сертификата типа и
Сертификата производства с 2001 года предполагается начать коммерческие поставки
самолётов заказчикам.
|